«На страже Родины». Посвящается Дню защитника Отечества.

23 февраля в России является неформальным народным праздником мужчин, который празднуется как коллегами в своих коллективах, так и в семьях, и носит массовый характер. В этот день поздравляют также и женщин — ветеранов Великой Отечественной войны, женщин-военнослужащих. Одна из традиций праздника в Москве— торжественная церемония у стен Кремля, возложение венков к Могиле Неизвестного Солдата. В Александровский сад прибывают Президент России, главы обеих палат парламента, военное руководство, представители других ветвей власти, руководители политических партий. После минуты молчания звучит государственный гимн, затем торжественным маршем проходит рота почётного караула. Вечером высшее руководство страны присутствует на праздничном концерте, посвящённом Дню защитника Отечества. Вечером в Москве и во многих городах России производится праздничный салют[46].

Для большинства граждан России День защитника Отечества — важная и значимая дата. Какова же история возникновения этого праздника?

Сразу после победы вооруженного восстания в Петрограде 24-25 октября (7-8 ноября по новому стилю) 1917 года на молодую республику Советов обрушились контрреволюционные выступления, и Советской власти пришлось вести активную с ними борьбу. На тот момент Вооруженными силами Советской власти являлись отряды Красной гвардии революционных солдат и моряков.

18 февраля 1918 года австро-германские ( немецких дивизий насчитывалось 39) и турецкие войска, нарушив перемирие, которое было заключено 2 (15) декабря 1917 года, вторглись в Советскую Россию и приступили к оккупации Украины, Белоруссии и Прибалтики. 21 февраля германские войска захватили Минск. В этот день Советское правительство обратилось к народу с лозунгом «Социалистическое Отечество в опасности!»

День первой победы Красной Армии над немецкими войсками под Нарвой и Псковом стал днем рождения армии. Это как бы обозначило на будущее ее судьбу. Начав с победы, она с той поры не раз громила врагов нашей Родины. Не было ни одного захватчика, который бы не почувствовал на себе силу ее оружия. Армия стала называться Советской, а затем — Российской.

Ярким примером мужества и стойкости нашей Советской армии стала Великая Отечественная война, которая унесла миллионы жизней, но показала, насколько силён дух наших людей, сплотившихся перед лицом общей беды, как велика их любовь к Родине, как сильна и непобедима наша армия.

Подвиг наших людей, и подвиг нашей Советской армии увековечил своими фронтовыми рисунками Николай Николаевич Жуков. Четыре долгих года он создавал художественную летопись Великого народного подвига. За цикл рисунков, сделанных во время Великой Отечественной войны в 1943 году был удостоен Государственной премии.

Предлагаем вашему вниманию некоторые страницы фронтовой летописи, созданной художником.

«После объявления войны», 1941г. Начало войны застало Николая Жукова  в городе Великие Луки по пути на военные сборы, которые должны были пройти в г. Молодечно в Белоруссии.  Потрясение было невероятным. Художник вспоминал, что даже мирные строительные брёвна, сложенные на платформах встречных поездов, воспринимались как дула орудий, а закаты солнца казались недобрыми, зловещими.

«Война». В воздухе, в летней тишине природы жила тревога и напряжение. Всё стало восприниматься иначе в мире, которого коснулась война.

«Жуков на фронте». Николай Жуков начал службу в 115-м Торопецком стрелковом полку. Его, как одного из немногих, имеющего образование, зачислили писарем. Но через некоторое время откомандировали в распоряжение редакции армейской газеты «На разгром врага».

«В редакции газеты». Во фронтовой газете «На разгром врага» в его обязанности входило всё графическое оформление. Для каждого номера  он делал карикатуры, чертежи трофейного немецкого вооружения, и, конечно же, много рисовал. Мало бывал в редакции газеты, он всё время был в частях и там, где шли бои. Его главным принципом было – видеть всё, что происходит, своими глазами.

«Под Калинином». Николай Николаевич прошёл всю войну от рядового солдата до капитана, и хотя главным его оружием были блокнот и карандаш, испытывал трудности походной фронтовой жизни наравне со всеми, совершая длительные пешие переходы с частями советской армии, работая на полях сражений и в зимние холода, и в летнюю жару. Так, зимой 1941 г. он рисовал, приколов карандаш к рукавице булавкой,   зима в том году была лютой  и у него страшно мёрзли руки.

«

«За  работой». Первое время Николай Николаевич стеснялся своего звания художника. Боялся скомпрометировать любимое искусство в глазах окружающих. Надо было оправдать жизненный смысл искусства, сделать его нужным в борьбе против фашизма. В воспоминаниях он писал: «Я стремился сделать своё искусство общественно значимым, необходимым, нужным орудием в борьбе с врагом. На память часто приходили слова Владимира Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».

«Наши войска оставили город». Н.Н.Жуков приучил себя рисовать везде, независимо от удобств, условий, самочувствия, начал вести дневники, стал развивать зрительную память, чтобы потом рисовать то, что видел. Так, по памяти был сделан рисунок «Наши войска оставили город». Как-то художнику пришлось заночевать в доме, где было двое ребят – мальчик и девочка. Художник надолго запомнил пустую избу, угрюмый, холодный осенний день и двое детей, смотрящих на уходящих солдат. В те дни советская армия была вынуждена оставлять города под натиском врага, и это воспоминание вылилось в выражение общего народного горя в лицах ребятишек.

«»»

«В опустевшей деревне». 1941г. Одним из первых рисунков во фронтовом альбоме художника стал рисунок «В опустевшей деревне». Совсем незначительный сюжет: одиноко сидит озябшая, нахохлившаяся птица на деревенском плетне, но сколько тревоги и печали в изображённом. Как это похоже на то, что описывал художник в своих дневниках о том, как выглядели оставленные армией населённые пункты: «Быстро и низко плывут дождливые облака над опустевшими деревнями. Взмахивая тяжелыми крыльями, каркает вороньё. Повсюду покинутые дома с заколоченными окнами, через открытые ворота одного дома видна свежая колея уехавшей телеги, обнажив пустоту двора и сада. Непоправимую печаль настроения усиливает скрипучий звук качающейся на ветру половинки ворот. И от этого всего так горько становится на сердце, что кажется это ты виноват во всем, что творится вокруг».

» Возвращение». Глубоким драматизмом отмечен рисунок «Возвращение». Художник показывал,  как внешне проявлялась война в человеческом быту. Видя лишения, и молчаливое горе он рисовал бытовые сценки, которые отражали трагедию войны, и зафиксированные им картинки из самой жизни отразили эпоху. Тяжелая доля выпала тем, чьи дома оказались в прифронтовой полосе. Там, где надолго останавливался фронт, от изб чаще всего оставались только печи, торчащие среди развалин, а людям приходилось ютиться в погребах и землянках. Деревни, оставшиеся без мужчин, даже после войны далеко не сразу смогли отстроиться и залечить раны.

«В прифронтовой деревне», 1941г. За детьми войны часто некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне. Или родителей уже не было… Старшим приходилось смотреть за младшими. Этот паренёк присматривает за младшей сестрой, успокаивает её, укладывает спать.

«Подарки на фронт». Многие школьники после уроков работали на швейных фабриках, в обувных мастерских,  вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Сельские школьники работали на полях наравне со взрослыми, ухаживали за животными на фермах, за рабочими лошадьми, собирали в полях колоски, заготавливали лекарственные растения, грибы, ягоды. 70% работников в сельском хозяйстве составляли женщины, остальные были старики и подростки.

«Торжок». Грозный сорок первый… Победный сорок пятый…  А между ними целая вечность, изменившая судьбы людей, обагрившая кровью и слезами нашу землю. Горе войны  проходит через рисунки художника в картинах реальных ужасов и разрушений, которые принесли  фашистские захватчики. За этими картинами – миллионы  мирных жителей,  погибших  от авиаударов,  голода, болезней. По официальным данным, в ВОВ погибло около 27 млн советских людей, из них военнослужащих – 10 млн, остальные  17 млн – это мирные жители, в основном женщины и дети. 1418 дней  длилась война. Если мы поделим 17млн  на это число,  то получится, что каждый день погибало около 12000 мирных жителей. Если 12 тыс. поделим на количество часов в сутках, т.е.  на 24, то окажется, что каждый час в стране умирало 500 человек, а каждую минуту – 8.

» Кузьмин-Сусанин Великой Отечественной». Война потребовала от советских людей величайшего напряжения сил, стойкости и мужества, продемонстрировала их способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым явлением.   В своих рисунках  Жуков показывал людей, которые совершали самоотверженные подвиги не ради славы,  и тем не менее навечно обессмертили свои имена. Перед вами работа, подаренная  Жуковым, Третьяковской галерее. На ней изображён  83 летний крестьянин Матвей Кузьмин из Псковской области, который повторил подвиг Ивана Сусанина во время ВОВ в 1942 году. Немцы попросили Кузьмина тайно вывести их в расположение советских войск. Он согласился, но послал своего сына в расположение советских войск, чтобы те устроили для фашистов засаду. Матвей Кузьмин долго водил немцев окольными тропами, а потом вывел их на бойцов Красной Армии, которые открыли по ним огонь. Сам Матвей Кузьмин погиб от пули одного из гитлеровских офицеров.

В 1943 г. была издана книга с иллюстрациями Николая Жукова «Сталинское племя» о героизме советской молодежи на фронте и в тылу. Один из рассказов в ней посвящён Михаилу Сильницкому –герою-партизану. В марте 1942 года партизаны его отряда устроили засаду в одной из деревень Белоруссии против карателей. Завязался бой, в котором М. Сильницкий уничтожал фашистов огнем пулемета. К немцам стали подходить подкрепления, и партизаны были вынуждены отступить. Михаил остался прикрывать отход отряда. Когда у него закончились патроны, его окружили, он отбивался ножом от фашистов, пока не был сражён пулей. Посмертно он был удостоен звания героя Советского Союза. Героический пафос этого рисунка доведён до максимального звучания.

«Жуков и грековцы».. В 1943г.  Н.Н. Жуков стал художественным руководителем студии военных художников им. Грекова и оставался на этом посту  30 лет, вплоть до своей смерти.

«Фронтовая дорога». Это был большой коллектив военных художников, они регулярно выезжали в творческие командировки на фронт: к пехотинцам, саперам, танкистам, лётчикам, партизанам. Сама жизнь подсказывала новые сюжеты и темы. Они делали рисунки для журналов, газет, иллюстрировали книги с произведениями на военную тему. Добирались художники до фронта по-разному; самолётом, поездом, на попутках, а уже в конце войны  им были выделены несколько машин – студебеккеров, и они организовывали настоящие творческие мастерские на колёсах.  Наверно, не один раз Жукову приходилось ехать вот по такой же почерневшей  от осенних дождей дороге, вдоль которой тянулись уходящие вдаль телеграфные столбы с оборванными, повисшими проводами,  и вереницей шли автомашины, перебрасывающие войска на передовую.

В том же 1943 году за цикл военных рисунков, а также за оформление книги «Воспоминания о Марксе и Энгельсе» Жуков был удостоен первой Государственной премии.  Во время одной из поездок на фронт художник познакомился  с Б. Полевым. Полевой задолго до этого видел плакаты Жукова и хотел познакомиться с ним лично.  Они встретились в одном из партизанских отрядов. Полевой должен был забрать у партизан коллективное письмо, адресованное ЦК партии и отвезти его в Москву. Он попросил Жукова сделать иллюстрации к письму – нарисовать сцены из партизанской жизни. К утру появился широко известный впоследствии рисунок «Утро в партизанском лесу», а вскоре он был напечатан и в газете «Правда».

«Отступление немцев». Летом 1944г. Жуков был прикомандирован к танковой бригаде. Он двигался вместе с частями Советской армии и был свидетелем разгрома немцев. На дорогах стояла брошенная техника, обозы, имущество. Сотни машин, автобусов, бронемашин, орудий, повозок,  ящиков со снарядами, танков, кухонь, разного немецкого вооружения были разбросаны на несколько десятков километров. Наши войска уже вели успешное наступление по всей линии фронта. Совсем немного времени оставалось до полного разгрома врага.

«Фронтовые васильки», 1944г. В военном года Николай Жуков писал, что как-то после трудового дня вместе с нашими солдатами-саперами, восстанавливающими переправу через мост, художники поужинали, а потом побежали к реке мыть котелки. Один из солдат нарвал васильков, зачерпнул в реке воды в котелок, сунул туда цветы, ласково растрепав их ладными пальцами рук, полюбовался и поставил рядом с шинельной скаткой, откуда торчал треугольник письма из дома. Эта сцена запомнилась художнику, и он сделал вот этот натюрморт.

» Победа», 1945г.  Окончание войны Жуков встретил в столице Венгрии Будапеште. Он вспоминал, что все в 3 часа проснулись от бешеной пальбы. Оказалось, Москва по радио передавала соглашение о мире, подписанное маршалом Жуковым. Германия на всём фронте сложила оружие и полностью капитулировала, и в честь победы каждый военный, по мере того как узнавал об этом сообщении, палил в воздух изо всего, что было.

  «Три танкиста», 1945г. Когда Жуков работал над этим акварельным рисунком, то в дневниках сделал следующую запись: «Приступил к композиционной акварели «Три танкиста». Если акварель удастся, войдёт в цикл «Первый день мира». От этой акварели вовсю уже веет наступающей мирной жизнью.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *