Сегодня День рождения ВЛКСМ — Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи. Давно уже нет страны под названием СССР и некогда крупнейшей в мире молодежной организации, но для многих из нас День рождения комсомола по-прежнему остается одним из любимых праздников. Первоначально организация называлась Революционным коммунистическим союзом молодежи, а в 1924 году ей было присвоено имя Ленина.
Долгие годы ленинская тема была в центре внимания писателей, художников, скульпторов, композиторов и других представителей искусства. Форма непрерывной репрезентации образа Ленина в искусстве получила название ленинианы. В России, наверное, нет ни одного населенного пункта, где не сохранилось бы её материальное наследие. Лениниана воспринимается в настоящем времени как технология культа Ленина и как ставшее самостоятельным культурное явление.
Изобразительная лениниана начала складываться еще при жизни вождя. Графики, скульпторы, живописцы, мастера декоративно-прикладного искусства искали действенные средства для решения этой глобальной темы от фиксации портретного сходства до раскрытия характера, от решения интимного, камерного образа Ильича до создания образа Ленина в его историческом значении и типических ситуациях: за работой, в общении с народом, выступлениях перед аудиторией, чтении и т.п. В большинстве своем прижизненные портреты Ленина имеют беглый, эскизный характер. Ленин не позировал художникам, приходилось создавать его живой, непосредственный облик из разных поз, движений, проявлений мимики, или пользоваться теми моментами, когда Владимир Ильич в течение какого-то времени был занят одним делом, поэтому сохранял относительно статичное положение: разговаривал по телефону, подписывал бумаги, просматривал почту, читал.
Период создания прижизненных портретов В.И. Ленина был весьма краток. После смерти Ленина II Всесоюзный съезд Советов 26 января 1924 года принял постановление, в котором говорилось: «…образ великого вождя должен быть увековечен для всех грядущих поколений и служить постоянным напоминанием и призывом к борьбе и окончательной победе коммунизма». Ставилась задача воссоздать средствами искусства ленинский образ, представить его таким, каким его знали и запомнили миллионы трудящихся. Именно поэтому первоначально ставка делалась на максимальную аутентичность, приближенность к оригиналу. Впоследствии визуальная лениниана развивалась по принципу, в котором правда и достоверность часто оказывались вторичными, а стремление создать обобщенный и даже символический образ Ленина через призму его великих преобразований вело к героико-романтическому осмыслению образа. В художественном творчестве преобладали тенденции приукрашивания, идеализации вождя и однообразие используемых художественных приемов .
В послевоенном искусстве имя Ленина окончательно стало знаменем эпохи, символом, в котором был воплощен всемирно-исторической важности тип нового человека — борца за коммунизм, отличающегося своей мудростью, силой и чистотой духовного и нравственного облика.
Творчество Николая Николаевича Жукова занимает значительное место в создании графической ленинианы послевоенных лет. Около двух с половиной тысяч рисунков и акварелей на ленинскую тему принадлежит художнику. Среди них отдельные листы и целые графические серии, подробно и последовательно воспроизводящие различные этапы биографии вождя, ее наиболее важные моменты, начиная с ранних детских лет, учебы в гимназии и Казанском университете, периода ссылок и эмиграции до подготовки и свершения Октябрьской революции.
У Жукова был свой путь в создании образа Ленина. Самым главным для художника было обрести самостоятельный взгляд, свое видение, свое понимание ленинской темы. Он хотел достичь не только портретного сходства, но и правдивых ленинских движений и жестов. Для этого понадобились годы, в течение которых происходили встречи с людьми, близко знавшими Ленина, просматривались кадры документальной хроники, изучались фотоматериалы и художественный опыт других художников, особенно тех, кто делал прижизненные портреты вождя. Это была сложная и кропотливая работа для Николая Николаевича, но она позволила создать неповторимый образ, который во многом отличен от того, что было сделано его предшественниками.
Ленин в рисунках Н.Н. Жукова прежде всего человек. На первый план выступают его обаяние, простота, человечность. Воплощение находят такие черты личности Ленина, как чуткость к простым людям, внимание к товарищам, сосредоточенность мыслителя, скромность.
Год от года в творчестве Николая Николаевича росло количество рисунков, отображающих Ленина в самые разные моменты его жизни и деятельности. Большая их часть представляет собой жанрово-трактованные портреты, где не упуская из вида цельность натуры Ленина, художник сосредотачивает внимание на отдельных его проявлениях. Рисунки, отображающие Ленина в Октябрьские дни, самые многочисленные. Вождь революции находится в кипении народа, в гуще солдатской массы. Его образ энергичен, полон внутренней динамики («Первые дни Октября», 1968, «В Смольном», 1963) .
Об умении Ленина слушать рассказывали все, кто с ним встречался. Художник тонко отображает эту способность. Перед нами Ленин беседует, сидя за столом, с моряками, вернувшимися с фронтов гражданской войны («Вести с фронта. 1918 год»). Он подался вперед, смотря в глаза собеседников. Его интересует каждая подробность, каждая деталь.
Мотив беседы был повторён в рисунках Жукова много раз («Разговор у берёзы», 1959, «Разговор по душам», «С писателем М. Горьким», 1969 ). Где-то уловлен испытующий и в то же время острый взгляд вождя, где-то мягкий и заинтересованный, но все рисунки отличает строгий отбор деталей, четкость композиции, богатая разработка черно-белого решения.
Николай Жуков часто показывал Ленина во время выступлений
(«Выступление В.И. Ленина», 1949г., «Выступление Ленина на Путиловском заводе», 1957). Художнику удалось найти и передать характерность позы Ленина, энергичность его движений, выразительность жеста. Образ Ленина, поддавшегося вперед в своей пламенной, страстной речи, очень жизнен и выразителен. Решение образа Ленина как оратора и трибуна, чья фигура является композиционным и смысловым центром, характерно для многих рисунков Н.Н.Жукова.
Особой эмоциональной окраской отличается рисунок «Аппассионата», на котором Владимир Ильич, весь во власти музыки, слушает бетховенскую сонату. Образ полон внутреннего движения. В нем преобладает сдержанность, чувство меры, лицо нарисовано лёгким прикосновением карандаша, что подчёркивает легкую задумчивость.
Мотив чтения — ещё одна распространённая тема жуковской ленинианы («В поздние часы», 1957, «В подполье», 1959г., «Ленин. 1918»). Склоненная голова, крутой высокий лоб и снова то сосредоточенный и вдумчивый, то колкий и ироничный взгляд.
В своих рисунках Жуков сосредотачивает внимание на том, чтобы передать живой и обаятельный образ Владимира Ильича со всеми индивидуальными особенностями его характера, лица, мимики, движений. Особенно это проявляется ещё в одном аспекте ленинской темы – «Ленин и дети». О любви Владимира Ильича к детям, заботе, умении общаться с ними рассказывают многие рисунки Жукова — «Приезд В.И Ленина в Кашино» (1966), «Здравствуйте» (1959), «Разговор у берёзы» (1959). В них Ленин то окружен любопытными деревенскими ребятишками, то весело и непринужденно играет с малышами, то серьезно разговаривает с подростками… Эти рисунки замечательны по искренности и мастерству исполнения. Они сочетают в себе лёгкость и непосредственность зарисовки с определённостью контура и каждой линии. Которое возможно лишь в глубоко продуманном и хорошо построенном станковом рисунке.
Художниками часто прорабатывался сюжет «Ленин в разливе». Жуковский Ленин в разливе лишён порывистых жестов, вскинутой головы. Он отображён достаточно просто и реалистично, что соответствует моменту происходящего. Он сидит у костра, подбрасывая хворост в огонь, на его плечи накинуто пальто. Для достижения выразительности образа Жуков умело использует все тональные возможности карандаша.
В некоторых рисунках Н.Н. Жукова существенную роль играет пейзаж, который становится не просто фоном, а особой средой, помогающей раскрыть внутреннее состояние героев, передать настрой произведения.
Порывы ветра на набережной Невы, серый промозглый холодный вечер, затянутое облаками небо передают напряжение момента на рисунке «Петроград. 1917год».
Большая часть рисунков на ленинскую тему исполнена карандашом и пером, но Жуков работал и в акварельной технике. Свежим дыханием первых солнечных дней наполнена акварель «Птицы поют» (1962). Ленин остановился, зачарованный пением птиц, красотой снежного леса, голубизной теней на пушистом покрове земли.
К 100-летию со дня рождения Ленина Жуков исполнил серию рисунков, посвященных детским и юношеским годам В.И. Ленина. Володя Ульянов предстаёт в них разным: то сосредоточенно напряженным и не по-юношески серьезным, то решительным и энергичным, то лирически мечтательным и эмоционально взволнованным.
Путь создания графической ленинианы для Н.Н. Жукова не был простым и легким. Художник чрезвычайно требовательно относился к себе и своей работе, результатом которой стали сотни рисунков, разных по своему художественному уровню и тематическому многообразию. Их объединяет то, что все они дают представление о биографии В.И. Ленина и рассказывают о нём как о человеке.
Трудно представить себе графическое воплощение образа Ленина без рисунков Николая Николаевича Жукова. Всё созданное художником на ленинскую тематику стало достоянием истории изобразительного искусства.
Использованы материалы из архива Дома-музея Н.Н.Жукова МБУК «ЕГКМ», из открытых информационных источников