Татьянин день – день студенчества.

25 января в России отмечается День российского студенчества (Татьянин день), официально установленный Указом Президента РФ № 76 от 25 января 2005 года, а в 2007 году включенный, согласно федеральному закону, в список памятных дат России.

В 1755 году 25 января по указу Елизаветы Петровны был основан Московский государственный университет. Над проектом учреждения работали ученый Михаил Ломоносов и статский советник, генерал-адъютант Иван Шувалов. Указ об открытии стал подарком в день именин матери графа Шувалова – Татьяны.

В 1850 году день создания МГУ стал масштабным торжеством для студентов, праздником всех университетов. Святую мученицу Татиану стали считать покровительницей студентов еще раньше, после открытия в 1791 году посвященного ей храма при университете.

День студентов в России всегда отмечался с размахом — так, писатель Антон Чехов вспоминал, как 25 января 1884 года студенты «выпили всё, кроме Москвы-реки, и то только потому, что она замерзла».

В СССР праздник был переименован в День пролетарского студента и совпадал с окончанием сессии.

Для многих россиян этот  праздник – повод вспомнить свою студенческую молодость. Ведь студенчество — это самый веселый и интересный период жизни, который позволяет раскрыть как умственный, так и творческий потенциал человека.

И мы, конечно, не могли не рассказать о студенческих годах Народного художника СССР Николая Николаевича Жукова.

Николай Жуков – студент Нижегородского художественно-промышленного техникума. 1926 год.

В 1926 году Николай Жуков отправился в Нижний Новгород, где проживали близкие родственники — Сизовы и Ржига. Здесь талантливый юноша поступил в Художественно-промышленный техникум.

Для Жукова студенческая жизнь вспоминается как открытие чего-то нового, прекрасного.

Жуков писал, что «на первом курсе рисунок и живопись вел преподаватель Н. И. Куликов. «Творческий процесс, – повторял учитель, – это волшебство, и вы должны стать волшебниками – этого требует от вас настоящее искусство».

Как вспоминает художник «Мы с открытыми ртами слушали нашего педагога, который всегда умел зажечь в нас горение к работе. Его рассказы увлекали учеников: каждому захотелось стать волшебником, но как это сделать? Вот КАК? Потянуло нас в музеи, в библиотеки, на Волгу, заставило везде и всюду смотреть, наблюдать уже применительно к искусству».

Искусству графики Николай Николаевич учился у знаменитого Николая Васильевича Ильина (1894–1954), с именем которого связан расцвет печатного издательства «Нижполиграф».

По воспоминаниям Жукова «Обычно перед летними каникулами устраивалась выставка лучших учебных работ студентов. Приглашались представители общественности, любители искусства, родители тех учеников, кто жил в Нижнем Новгороде. Большой авторитет и популярность имел Николай Васильевич Ильин, архитектор по образованию, занимающий должность конструктора книги, главного художника Нижполиграфа. В то время довольно часто Нижполиграф получал золотые медали в Лейпциге на международных выставках за книги Н.В. Ильина, за его наборные обложки. Его очень ценили, и в знак не ушедших ещё тогда наклонностей к сановитости, закрепили ему пару холеных лошадей с пролеткой, с посеребренной сбруей и с колоритным кучером».

Николай Жуков (в центре) – студент Нижегородского художественно-промышленного техникума. 1926 год.

Далее Жуков продолжил учёбу в саратовском художественно-промышленном техникуме (ныне Саратовское художественное училище им. А. П. Боголюбова).

В Саратове художник подрабатывал грузчиком — разгружал арбузы. Он вспоминает: «Изрядно после всего этого болело тело, но я всегда вспоминал нижегородских грузчиков, свое восхищение их силой, терпел и был горд, что познал в эту осень их тяжелый труд».

В техникуме «были производственные литографские мастерские со станками, печатными машинами и квалифицированными печатниками, где мы, молодые художники, быстро постигали специфику литографского дела».

Жукову сразу понравился этот процесс. Такая работа требовала немалых физических усилий, и Николаю Николаевичу пригодилась его хорошая «физическая и спортивная подготовленность».

По воспоминаниям Жукова «творческий и производственный процесс работы на камне мы и осваивали два года под руководством нашего педагога Б. В. Миловидова. Он был у нас маг и волшебник. Всегда внимательный, собранный, в отглаженном черном халате и с виднеющимся белым воротником рубашки. Он являл собой образ черно-белой графики».

Вспоминает Николай Николаевич и о крепкой студенческой дружбе. Жуков сдружился с Е. Весницким, С. Сахаровым, В. Климашиным. Часто они делали совместные работы для конкурсов. Вспоминает художник и о своей первой творческой неудаче. Совместно с Весницким Николай Николаевич делал плакат на конкурс, посвященный коллективизации деревни. «Когда же мы смогли сравнить свой плакат с работами других, мы поняли свою неопытность, наивность и многословие. Теперь мы уже видели, что на плакате стоит какой-то банщик и орет написанный лозунг, не агитируя и не призывая, а, скорее, ругаясь и загоняя людей в колхоз».

Уже став известным, рассуждая о работе  педагога,  он сравнивал её с работой спортивного тренера, «который упорно отрабатывает у молодого спортсмена все детали его будущего мастерства. Распространена старая поговорка: хочешь научить плавать – бросай в воду. Видимо, это касается момента преодоления страха и выработки движений, достаточных для того, чтобы держаться на воде, а вот чтобы плавать стилем, отрабатывать координацию движений в борьбе за время, быстроту и эстетику, тут нужен огромный взаимный труд. Мне кажется, что в области обучения молодого студента рисунку необходима такая же система».

И вот 15 июня 1930 года Николай Николаевич пишет матери: «Могу сообщить тебе, что учёбу свою одолел, получил квалификацию и хорошую характеристику…». Так молодой художник Николай Жуков «получил путевку» и отправился в большой творческий путь …

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *