Ежегодно 27 августа отмечается День российского кино. История праздника началась в 1980 году, когда в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР появился День советского кино. После распада СССР утвердилось название День российского кино. Дата праздника неоднократно менялась. Сначала он отмечался 28 декабря, как и Международный день кино. В 2001 году было решено выбрать отдельную дату, которой стало 27 августа.
Этой дате посвящается виртуальная выставка портретов известных советских актеров и режиссёров, созданных Н Н. Жуковым. Художнику Н.Н.Жукову повезло жить и творить в атмосфере целого поколения творческих личностей, среди которых были известные деятели киноискусства, его современники – выдающиеся люди своего времени. Мы предлагаем вашему вниманию выставку портретов известных советских актёров, которые хранятся в Доме — музее Н.Н. Жукова. Среди них есть портретные наброски, и вполне законченные работы, выполненные в разной технике.
Часть 1.
«Есть лица, как скучные книги, которые не хочется читать с первой страницы, а иные лица захватывают своим содержанием, глубиной, силой характера. И сколько их не пиши, а оригинал себя не исчерпает и рядом с твоей работой будет сверкать особой неповторимостью природы», — писал Жуков в своём дневнике. На предлагаемых вашему вниманию портретах запечатлены люди действительно яркие, многогранные, полные внутренней индивидуальности. Рисуя их выразительные лица, художник постарался приблизиться к натуре и с наибольшей полнотой передать все её особенности.
Борис Николаевич Ливанов (1904-1972) — сын русского актера Николая Ливанова и отец актёра советского и российского кино Василия Ливанова — проработал во МХАТе более 40 лет. Главным достоинством актёра критики и режиссеры считали достоверность созданных им образов.
В кино Борис Ливанов начал сниматься еще в середине 1920-х годов, но популярным стал после главной роли в картине режиссера Александра Ивановского «Дубровский». В 1939 году Ливанов снялся в историческом фильме Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский». За роль князя Пожарского он получил Сталинскую премию первой степени, а всего актер пять раз становился лауреатом Сталинских премий (1941, 1942, 1947, 1949, 1950).
После Великой Отечественной войны Борис Ливанов исполнил роль
командира корабля и героя Русско-японской войны Всеволода Руднева в фильме Виктора Эйсымонта «Крейсер «Варяг», дважды сыграл маршала Рокоссовского — в лентах «Сталинградская битва» и «Падение Берлина».
Он снимался в фильмах «Адмирал Ушаков» (1953), «Михайло Ломоносов» (1955), «Поэма о море» (1958), «Накануне» (1959), «Слепой музыкант» (1960) и многих других.
Советский актёр театра и кино Ростислав Плятт (1908-1989) на протяжении многих лет служил в Театре им. Моссовета, на сцене которого вместе со своими прославленными партнерами Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Любовью Орловой сыграл во многих знаменитых спектаклях.
В кино Ростислав Плятт дебютировал в 1939 году в картине Михаила Ромма «Ленин в 1918 году», сыграв в эпизоде военспеца Иванова, разговаривающего со Сталиным , но настоящим киноуспехом для него стала роль холостяка-геолога в картине Татьяны Лукашевич «Подкидыш».
В кино режиссёры использовали интеллигентную внешность актёра, тихий голос, мягкие манеры. Его фильмография насчитывает около пятидесяти фильмов, но, наверное, самый известный персонаж Ростислава Плятта — это пастор Шлаг из «Семнадцати мгновений весны».
Последним фильмом актёра стал «Визит к Минотавру» (1987), где он исполнил роль Никколо Амати, учителя Страдивари.
Гоголева Елена Николаевна (1900-1993) на протяжении 75 лет, с 1918 по 1993 год, была артисткой Малого театра, до конца жизни оставаясь эталоном стиля и безупречного вкуса. Интеллигентная, породистая, обладающая яркой и разносторонней индивидуальностью, уделявшая большое внимание культуре сценической речи и выразительности внешнего рисунка, актриса создала десятки образов на сцене.
В кинематографе она дебютировала ещё в 1920 году, но снималась мало, всегда оставаясь прежде всего театральной актрисой. Как писала сама актриса, «романа с кино» у неё не получилось, и она даже смирилась с амплуа «неудавшейся киноактрисы». Один их самых известных фильмов с её участием — «Пиковая дама», где Гоголева блестяще сыграла роль графини Анны Федотовны.
Неподражаемый мастер сценического перевоплощения Аркадий Райкин (1911-1987) на протяжении многих лет был бессменным художественным руководителем Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Наряду с конферансом сам исполнял интермедии, скетчи, фельетоны, моноспектакли, пантомимы. Мастер мгновенного внутреннего и внешнего перевоплощения, Райкин исполнял несколько ролей в одном спектакле, в одной сценической миниатюре. Театр миниатюр под управлением Аркадия Райкина был одним из самых любимых у зрителей. На его сцене выступали признанные артисты эпохи: Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Александр Менакер, Вениамин Нечаев, Эдуард Хиль, Мария Пархоменко. В начале 80-х годов театр был переведён в Москву. В столице его переименовали в Государственный театр миниатюр, которому в апреле 1987 года дали имя «Сатирикон».
Выступления Аркадия Райкина в театре, на радио и телевидении, а также его роли в кино публика всегда принимала благосклонно. Зрители оценили талант артиста в картине Михаила Калатозова «Валерий Чкалов» и фильме Михаила Слуцкого «Концерт фронту», в которых он снялся еще во время войны. Позднее Аркадий Райкин снялся и в других кинофильмах, среди них «Мы с Вами где‑то встречались» (1954), «Когда песня не кончается» (1964), «Волшебная сила Искусства» (1970), «Люди и манекены» (1974).
В фильме «Люди и манекены» Райкин выступил и в роли режиссера.
Фильмография актёра насчитывает более пятидесяти фильмов. Среди них картины «Киевлянка», «Мятежная застава», «Семь стариков и одна девушка», «По собственному желанию», »Сердце Бонивура», «Горожане», «Строговы».
Григорий Васильевич Александров (1903-1983), конечно же, известен как кинорежиссёр, снявший такие шедевры советского кино как «Весна», «Цирк», «Волга-Волга», но на заре своей деятельности он успел сняться в нескольких фильмах. Он участвовал в работе над сценарием фильмов С. Эйзенштейна «Стачка» (1924) и «Броненосец „Потёмкин“» (1925) и снимался в них как актёр.