Ко Дню российского кино. Выставка портретов «Великие люди — любимые лица».

Ежегодно 27 августа отмечается День российского кино. История праздника началась в 1980 году, когда в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР появился День советского кино. После распада СССР утвердилось название День российского кино. Дата праздника неоднократно менялась. Сначала он отмечался 28 декабря, как и Международный день кино. В 2001 году было решено выбрать отдельную дату, которой стало 27 августа. В этот день в 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела в России.

У Николая Николаевича Жукова есть серия портретов его современников – выдающихся людей своего времени.  Среди них немало людей творческих. Это музыканты, певцы, актёры. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию выставку портретов известных советских актёров, которые находятся в Доме — музее Н.Н. Жукова.  Среди них есть портретные наброски, и вполне законченные работы, выполненные в разной технике.

«Есть лица, как скучные книги, которые не хочется читать с первой страницы, а иные лица захватывают своим содержанием, глубиной, силой характера. И сколько их не пиши, а оригинал себя не исчерпает и рядом с твоей работой будет сверкать особой неповторимостью природы», — писал Жуков в своём дневнике. На предлагаемых вашему вниманию портретах запечатлены люди действительно яркие, многогранные, полные внутренней индивидуальности. Рисуя их выразительные лица, художник постарался приблизиться к натуре и с наибольшей полнотой передать все её особенности.


Н.Н. Жуков «Актёр Ливанов Борис Николаевич», 1958. Бумага, акварель

Борис Николаевич Ливанов (1904-1972) — сын русского актера Николая Ливанова и отец актёра советского и российского кино Василия Ливанова — проработал во МХАТе более 40 лет.  Главным достоинством  актёра критики и режиссеры считали достоверность созданных им образов.

В кино Борис Ливанов начал сниматься еще в середине 1920-х годов, но популярным стал после главной роли в картине режиссера Александра Ивановского «Дубровский». В 1939 году Ливанов снялся в историческом фильме Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский». За роль князя Пожарского он получил Сталинскую премию первой степени, а всего актер  пять раз становился лауреатом Сталинских премий (1941, 1942, 1947, 1949, 1950).

После Великой Отечественной войны Борис Ливанов исполнил роль 
командира корабля и героя Русско-японской войны Всеволода Руднева в фильме Виктора Эйсымонта «Крейсер «Варяг», дважды сыграл маршала Рокоссовского — в лентах «Сталинградская битва» и «Падение Берлина».


Борис Ливанов в роли 
командира корабля и героя Русско-японской войны Всеволода Руднева в фильме «крейсер «Варяг» (1946)

Он снимался в фильмах «Адмирал Ушаков» (1953), «Михайло Ломоносов» (1955), «Поэма о море» (1958), «Накануне» (1959), «Слепой музыкант» (1960) и многих других.


Борис Ливанов в роли генерала 
Игната Максимовича Федорченко в фильме «Поэма о море» (1958)


Н.Н. Жуков «Актёр Плятт», 1962. Бумага, фломастер

Советский актёр театра и кино Ростислав Плятт (1908-1989)  на протяжении многих лет служил в Театре им. Моссовета, на сцене которого вместе со своими прославленными партнерами  Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Любовью Орловой  сыграл во многих знаменитых спектаклях.

В кино Ростислав Плятт дебютировал в 1939 году в картине Михаила Ромма «Ленин в 1918 году», сыграв в эпизоде военспеца Иванова, разговаривающего со Сталиным , но настоящим киноуспехом для него стала роль холостяка-геолога в картине Татьяны Лукашевич «Подкидыш».


Ростислав Плятт в роли холостяка-геолога в фильме «Подкидыш» (1939)

В кино режиссёры использовали интеллигентную внешность актёра, тихий голос, мягкие манеры. Его фильмография насчитывает около пятидесяти фильмов,  но, наверное, самый известный персонаж  Ростислава Плятта — это пастор Шлаг из «Семнадцати мгновений весны».


Ростислав Плятт в роли пастора Шлага в фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973)

Последним фильмом актёра стал «Визит к Минотавру» (1987), где он исполнил роль Никколо Амати, учителя Страдивари.


Ростислав Плятт вроли скрипичного мастера Никколо Амати в фильме «Визит к минотавру» (1987


Н.Н. Жуков «Актриса Гоголева», 1969. Бумага, тушь

Гоголева Елена Николаевна (1900-1993) на протяжении 75 лет, с 1918 по 1993 год, была артисткой Малого театра,  до конца жизни оставаясь эталоном стиля и безупречного вкуса. Интеллигентная, породистая, обладающая  яркой и разносторонней индивидуальностью, уделявшая большое внимание культуре сценической речи и выразительности внешнего рисунка, актриса создала десятки образов на сцене.


Елена Гоголева в роли графини в фильме «Пиковая дама» (1982)

В кинематографе она дебютировала ещё в 1920 году, но снималась мало, всегда оставаясь прежде всего театральной актрисой. Как писала сама актриса, «романа с кино» у неё не получилось, и она даже смирилась с амплуа «неудавшейся киноактрисы». Один их самых известных фильмов с её участием — «Пиковая дама», где Гоголева блестяще сыграла роль графини Анны Федотовны.


Н.Н. Жуков «Аркадий Райкин», 1964. Бумага, карандаш

Неподражаемый мастер сценического перевоплощения Аркадий Райкин (1911-1987) на протяжении многих лет был бессменным художественным руководителем Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Наряду с конферансом сам исполнял интермедии, скетчи, фельетоны, моноспектакли, пантомимы. Мастер мгновенного внутреннего и внешнего перевоплощения, Райкин исполнял несколько ролей в одном спектакле, в одной сценической миниатюре. Театр миниатюр под управлением Аркадия Райкина был одним из самых любимых у зрителей. На его сцене выступали признанные артисты эпохи: Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Александр Менакер, Вениамин Нечаев, Эдуард Хиль, Мария Пархоменко. В начале 80-х годов театр был переведён в Москву. В столице его переименовали в Государственный театр миниатюр, которому в апреле 1987 года дали имя «Сатирикон».

Выступления Аркадия Райкина в театре, на радио и телевидении, а также его роли в кино публика всегда принимала благосклонно. Зрители оценили талант артиста в картине Михаила Калатозова «Валерий Чкалов» и фильме Михаила Слуцкого «Концерт фронту», в которых он снялся еще во время войны. Позднее Аркадий Райкин снялся и в других кинофильмах, среди них «Мы с Вами где‑то встречались» (1954), «Когда песня не кончается» (1964), «Волшебная сила Искусства» (1970), «Люди и манекены» (1974).


Аркадий Райкин в роли Геннадия Владимировича Максимова в фильме «Мы с вами где-то встречались» (1954)

В фильме «Люди и манекены» Райкин выступил и в роли режиссера.


Аркадий Райкин в роли Ошлепкина в фильме «Люди и манекены» (1974-1975)


Н.Н. Жуков «Борис Чирков», 1950

Имя Бориса Петровича Чиркова (1901 – 1982) — советского актёра театра и кино — для многих зрителей ассоциируется прежде всего с образом Максима из кинотрилогии режиссеров Георгия Козинцева и Леонида Трауберга: «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона». Для этой роли актеру практически не приходилось перевоплощаться, все грани характера и внешние черточки своего героя – бесконечные прибаутки, кепку набекрень, верную подругу — гитару  он черпал из своей жизни. С детства он отлично пел, обладал хорошим голосом и слухом, играл на гармошке. Позднее регулярно исполнял песни в кинофильмах. Песня «Крутится, вертится шар голубой», исполненная  им  в фильме «Юность Максима», сразу  же стала широко популярной в народе.


Борис Чирков в роли Максима в фильме «Юность Максима» (1934)

Ещё одна роль Чиркова, которая может соперничать по популярности с ролью Максима,  — это созданный им образ хирурга Чижова  в киноленте «Верные друзья» ( 1954).


Борис Чирков в роли хирурга Чижова в фильме «Верные друзья» (1954)

Фильмография актёра насчитывает более пятидесяти фильмов. Среди них картины «Киевлянка», «Мятежная застава», «Семь стариков и одна девушка», «По собственному желанию», »Сердце Бонивура», «Горожане», «Строговы».


Н.Н. Жуков «Евгений Евтушенко», 1967

Евгений Александрович Евтушенко (1932 – 2017) – это не только известный поэт, но и критик, публицист, редактор многих книг, составитель ряда больших и малых антологий,  киносценарист, кинорежиссер  и даже актёр. Начало его кинотворчеству положила поэма в прозе «Я — Куба» и одноимённый фильм М. Калатозова и С. Урусевского, снятый по её сценарию. В 1979 году Евтушенко снялся в роли Константина Циолковского в фильме Саввы Кулиша «Взлет».


Евгений Евтушенко в роли К. Циолковского в фильме «Взлёт» (1979)

В 1983 году он по собственному сценарию поставил фильм «Детский сад», в котором выступил и как режиссер, и как актер.
В том же качестве сценариста, режиссера и актера Евтушенко выступил в фильме «Похороны Сталина» (1990).


Н.Н. Жуков «Ирина Шаляпина», 1957. Бумага, акварель, тушь

Ирина Шаляпина — Бакшеева (1900-1978) — одна из многочисленных детей Фёдора Шаляпина и единственная из них,  не эмигрировавшая из страны.  Выросшая в артистической семье, она посвятила свою жизнь театру. Будучи театральной актрисой, служила в труппах многих театров Москвы. 
Ирина Федоровна не так много снималась в кино, но все же роли в восьми фильмах у нее были, и пленка запечатлела ее облик и манеру игры. Снималась в фильмах “Поэт”, “Суд чести” и ряде других.


Ирина Шаляпина в роли Майи Генриховны в фильме «Поэт» (1956)


Последней ее ролью в кино стала блистательно сыгранная сваха в фильме “Цветы запоздалые” (1969).


Ирина Шаляпина в роли свахи в фильме «Цветы запоздалые» (1969)


Н.Н. Жуков «Рина Зелёная», 1961. Бумага, тушь

Рина Зелёная (1901-1991)- ровесница 20 века,  играла, в основном, эпизодические роли, но ее выразительные героини часто запоминались  больше главных персонажей. Ей был известен важный актерский секрет — как наделить своего героя яркой индивидуальностью.

Актрисой она стала совершенно случайно: шла как-то по  Москве и увидела на улице объявление: «Набор в театральную школу». Из 80 желающих туда приняли только 22 человека, в том числе и её. В 1919 году она окончила Московское театральное училище, впоследствии получившее имя Щепкина. Служила в разных театрах Москвы, много выступала на эстраде, своим уникальным запоминающимся голосом озвучила около тридцати мультфильмов.
В кино Рина Зеленая дебютировала в 1931 году, сыграв певицу в первом звуковом советском фильме «Путевка в жизнь». Через несколько лет вместе с Агнией Барто она написала сценарий детского фильма «Подкидыш» и в нём же и сыграла домработницу Аришу.


Рина Зелёная в роли домработницы Ариши в фильме «Подкидыш» (1939)

Уникальная индивидуальность актрисы, сформировавшаяся благодаря природной склонности к пародированию, эксцентрике, импровизации, позволила ей создать ряд ярких сатирических ролей. Её фильмография насчитывает десятки фильмов. Среди них, конечно же, «Приключения Буратино» и «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона».


Рина Зелёная в роли миссис Хадсон в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»


Н.Н. Жуков «Александров», 1962. Бумага, акварель, тушь

Григорий Васильевич Александров (1903-1983), конечно же, известен как кинорежиссёр, снявший такие шедевры советского кино как «Весна», «Цирк», «Волга-Волга», но на заре своей деятельности он успел сняться в нескольких фильмах. Он участвовал в работе над сценарием фильмов  С. Эйзенштейна «Стачка» (1924) и «Броненосец „Потёмкин“» (1925) и снимался в них как актёр.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *