К Международному Дню музеев. Пресс-досье «По пути творчества с наставниками».

2023 год объявлен Президентом России годом педагога и наставника. Практически все понимают важность этой профессии. Педагог не только передаёт своим ученикам знания, но и формирует их мировоззрение, систему ценностей, а хороший наставник ещё и даёт путёвку в жизнь. 

Военному художнику Николаю Жукову в этом плане повезло. На своем пути он встретил тех, кто помог ему связать свою судьбу с этой профессией. А, благодаря своему усердию и работоспособности, Жуков стал художником с большой буквы.

Первыми учителями Николая Николаевича можно с уверенностью назвать его родных. В атмосфере любви и добра прошло детство и юность Коли Жукова, родители не просто научили его грамоте, а заложили в нём основы порядочности, воспитанности и любви ко всему прекрасному. Жуков говорил про отца: «Только после его смерти я понял значение отца в своей жизни и в наследственном, и в воспитательном смысле».

Николай Жуков с родителями, Николаем Николаевичем и Валентиной Яковлевной. 1914 г.

Семья Жуковых была творческая: мама Валентина Яковлевна занималась рукоделием, папа Николай Николаевич, не смотря на свою серьезную профессию, неплохо рисовал и очень любил музыку. Поэтому когда Коле исполнилось 4 года, ему купили набор акварельных красок. С тех пор у мальчика рисование стало любимым занятием. Позже отец подарил Николаю книгу с репродукциями картин Третьяковской галереи, что тоже сыграло большую роль в становлении Жукова как художника.

А.К. Сапегин

В 5-м классе Николай познакомился с Алексеем Константиновичем Сапегиным –учителем истории и географии и «страстным любителем живописи». «Узнав, что я люблю искусство, Сапегин пригласил меня к себе и показал сотни своих этюдов… Сапегин был исключительно интересным человеком – глубоким патриотом, влюбленным в родную природу – типичным представителем старой доброй русской интеллигенции. Сколько радости жизни было в его рассказах, когда он пояснял свое состояние в момент писания утренних солнечных этюдов», — вспоминал Николай Николаевич. Благодаря общению с Сапегиным Жуков уже твердо решил стать художником. Знакомые Жуковых не понимали серьезности этой профессии и отговаривали Николая и его родителей, но Жуков настоял на своём и поступил в Нижегородский художественно-промышленный техникум. 

Жуков писал: «На первом курсе рисунок и живопись вел преподаватель Н. И. Куликов, который, как мне кажется, дал мне, да и другим ученикам, много полезного и удивительного. Он не загромождал уроки правилами теории рисунка, хотя очень часто сам показывал и поправлял наши студенческие работы. Весьма существенными были его живые рассказы о том, как он был в 1 классе академии учеником И.Е. Репина и как тот учил их. Он очень живо и красочно передавал нам весь процесс работы над созданием какого-нибудь натюрморта… Куликов учил писать общо, беря сразу основные тональные отношения натюрморта. Тело предмета писалось большими плоскостями. Все было цельно и взаимосвязано, и только в конце точными тремя ударами-мазками он клал блики, и мгновенно на наших глазах происходило чудо: зажигался свет на кувшине, на стекле или на другом предмете, и все преображалось в подлинную жизнь. «Творческий процесс, – повторял учитель, – это волшебство, и вы должны стать волшебниками – этого требует от вас настоящее искусство».

Куликов «умел зажечь … горение к работе» в студентах. Николай Николаевич подробно описывает весь процесс своего обучения, вспоминая о Куликове: «Его рассказы увлекали учеников: каждому захотелось стать волшебником, но как это сделать? Вот КАК? Потянуло нас в музеи, в библиотеки, на Волгу, заставило везде и всюду смотреть, наблюдать уже применительно к искусству… одного желания стать художником мало, надо постоянно трудиться, сравнивать свои работы с работами уже признанных мастеров, учиться у них посредством копирования».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 3.-zhukov-v-centre-1926-god-nizhnij-novgorod-1020x683.jpg
Николай Жуков с сокурсниками по Нижегородскому художественно-промышленному техникуму. 1927 год.

Первые годы учебы были для Николая непростыми, если в Ельце в школе все восторгались его рисунками, то в техникуме оказалось, что работам Жукова не хватает профессионализма. Он это прекрасно понимал, приучал себя к усидчивости, которой у него не было в детстве. И всё же обучение проходило с большим трудом. Став известным художником, он напишет: «Вспоминая сейчас все подробности, мне кажется, что для успеха дела, в зависимости от задачи, которую ставит педагог для студентов, полезно вывешивать в классе на период работы те примеры реалистического рисунка, которые в учебном процессе помогут направить вкус студента, помогут отбору средств. А руководителю, поставившему модель, полезно рассказать о задаче урока, о лучшем распределении времени, о системе работы. К примеру, столько-то минут дается на построение фигуры. В перерыве педагог просматривает, что успели, как сделали, выражает мнение, дает советы, активно привлекая к участию в дискуссии студентов».

После закрытия Нижегородского техникума Жуков продолжил обучение в Саратовском  Художественно-промышленном училище. Здесь работали замечательные педагоги. Николай Николаевич писал: «… творческий и производственный процесс работы на камне мы и осваивали два года под руководством нашего педагога Б. В. Миловидова. Он был у нас маг и волшебник. Всегда внимательный, собранный, в отглаженном черном халате и с виднеющимся белым воротником рубашки…» Жуков очень уважал Миловидова и старался не подвести его.

Любил бывать Николай Николаевич и в Саратовском художественном музее им. Радищева. «Как и в Нижегородском музее, здесь были шедевры живописи Сурикова, Репина, Серова, Левитана, а кроме того, много экспозиций произведений художников, жизнь которых была связана с Саратовом. Много картин художника Боголюбова. В художественном воспитании молодежи музей имел огромное значение. Здесь я впервые узнал восхитительную живопись Борисова-Мусатова, Уткина, чьи работы сразу полюбил…»


Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

      Читая записки художника понятно, как много усилий художник сделал для приобретения  собственного профессионального багажа, как он постоянно занимался самообразованием. В это время он анализировал лучшие работы современников: «В период каникул я много работал, увлекался творчеством современных художников Н. Купреянова, А. Дейнеки, В. Лебедева. Серия В. Лебедева «Нэпманы» покорила меня своей остротой. В области плакатного искусства очень нравились мне киноплакаты братьев Стенберг».

Восхищался работами женщин художников: «…разные периоды времени рождают своих героев во всех областях человеческого таланта. Мухина, Голубкина, С. Лебедева, Т. Яблонская – это наипервейший ряд русской и советской скульптуры и живописи. Такое же удивление от выразительности искусства я получил в то время от графики К. Кольвиц. Какая огромная призывная сила в ее работах, посвященных бесправию человека в капиталистическом мире!» Именно работы немецкой художницы Кёте Кольвиц будут вдохновлять Жукова во время войны, когда тот создавал агитационные листовки, которые отправляли на самолетах в тыл врага.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 010.-Горе-матери-1943-544x683.jpg
Н. Жуков. Листовка «Горе матери» . 1942 год.

Но, конечно, работы русских мастеров ХIХ века Николай Николаевич ценил выше всего:  «Я убежден: если бы мы не сидели инертно на сундуках своего наследия, а могли сейчас издать на высоком полиграфическом уровне избранные произведения Серова, Врубеля, Сурикова, Коровина, Левитана, Репина, Нестерова, Архипова, Малявина, Рябушкина, Головина, Борисова-Мусатова, Машкова, то это когорта русаков разбила бы вдребезги предвзятую теорию об отсутствии в российской живописи XIX века вкуса и таланта».

Во время Великой Отечественной войны Жуков уже сам стал наставником, когда в 1943 году возглавил Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Будучи человеком ответственным в любом деле, Жуков и здесь очень серьезно подошел к новой работе – руководству студией. По словам грековцев: «Николай Николаевич увлекал других прежде всего примером своего творчества…».   Как вспоминал  Г. А. Кучеренко: «Почти все грековцы имели привычку – и шло это… от доброго, доверительного отношения к Николаю Николаевичу – делиться  с ним своими замыслами… А он с присущей ему чуткостью тут же высказывал свои соображения по этому поводу. И, как правило, что-то обязательно советовал». Это были ценные советы, в которых очень нуждались и начинающие и опытные художники.

Студию военных художников имени М.Б. Грекова, 1943 г.

Несмотря на то, что шла война и художники студии постоянно находились в командировках на разных фронтах, но работа коллектива постоянно координировалась Жуковым, он был в курсе всех событий, т. к. вел переписку со своими подопечными.

После войны Жуков продолжил художественное руководство студией. В 1967 году, когда сильно пострадала от пожара картина Ф.Рубо «Бородинское сражение» Николай Николаевич руководил процессом по восстановлению полотна. Это была сложнейшая работа и сделать её надо было в кратчайшие сроки (к 50-летию Октябрьской социалистической революции). Но грековцы справились с поставленной задачей. Этот факт тоже свидетельствует о Жукове, как о прекрасном руководителе и наставнике.

Став Народным художником СССР Николай Николаевич вспоминал: «Знаю по себе, как было трудно в ученичестве, глядя на натуру, находить тона и цвета на палитре. Постоянно ошибаешься в выборе и пропорции краски, изгрязнишь палитру, нервничаешь, спотыкаясь о технические трудности. Из-за недостатка знаний и опыта возникает творческая инертность. В этих случаях очень помогает копирование, в процессе которого, что называется, глазом ощупываешь цвет и тон, уже перевоплощенный в материальное ощущение мира: земли, воды, неба, дерева, зелени, камня, в свет и тени… Я убежден, что молодым художникам, учащимся художественных учебных заведений, необходимо для их творческого развития ежедневно ставить живую натуру на 10 минут для запоминания. По истечении этого времени натура уходит, и художники воспроизводят наблюдаемое движение натуры, ее характер и пропорции по памяти. Такие упражнения – отличная гимнастика. Когда рисунки по памяти будут включены как обязательные в учебную программу, тогда процесс рисования с натуры приобретет совершенно другой характер. Память – поставщик жизненного материала в осуществлении любых творческих задач художника». Читая эти строки, сожалеешь о том, что Николай Николаевич не издал учебник для студентов, так много ценной информации содержится в его рассуждениях.

Часто бывал в школах и изостудиях, встречался с детьми и  молодежью, рассказывал им о своём любимом искусстве.  Жуков писал: «Необходимо приучить молодого художника беречь чувство радости творчества».

Николай Жуков на встрече со школьниками. 1961 год.

Кроме того, Николай Николаевич был прекрасным семьянином, любящим мужем и отцом. Художник и его жена Альбина Феликсовна воспитали своих детей настоящими людьми. Во многом благодаря им в нашей стране существует и развивается единственный музей военного художника Н.Н. Жукова – прекрасного мастера, патриота свой Родины и наставника молодёжи. Это Дом-музей Н.Н.Жукова в городе Ельце, городе, в котором прошли детство и юность известного графика и который навсегда стал для него родным и любимым.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *