Ко Дню памяти и скорби. О первых днях войны из фронтовых дневников художника Николая Жукова.
Николая Николаевича Жукова по праву можно назвать художником-бойцом. С первых дней войны он ушёл на фронт простым солдатом. Тяжёлый военный путь прошёл от рядового солдата до капитана. На передовой и в тылу, как и многие его соратники по искусству, Николай Жуков своими фронтовыми рисунками создавал художественную летопись великого подвига нашего народа.
В дневниках художника есть воспоминания связанные с началом войны: « Ехали мы на учебный сбор в Молодечно. Объявление войны застало в Великих Луках. Потрясение было невероятным. Даже мирные строительные брёвна, сложенные на платформах встречных поездов, воспринимались как дула орудий. Закаты солнца казались недобрыми, зловещими. В воздухе, в летней тишине природы жила тревога и напряжение. С каждым часом поезд приближался к первому огню войны».

То есть, с началом войны как будто другое зрение появилось у людей. Всё стало выглядеть иначе, мирные пейзажи казались суровыми, мрачными, природа не радовала своей роскошью, а словно предвещала беду.
Когда расформировали эшелон, в котором Жуков ехал на учебные сборы, то его как солдата, имевшего специальное образование, зачислили писарем. Но вскоре в их полк приехал представитель отдела кадров армии, который набирал топографов. Этой профессии в их полку не было. И Жуков про себя подумал: «А может им и художники будут нужны?». С этой мыслью он откашлялся и боязливо спросил: «Извините, а художники вам не нужны?». «Художники»,- повторил подполковник, и решительно ответил: «Нет».
И тут Жуков увидел злющее лицо начальника своего штаба, который как бы говорил: «Чем тебе тут плохо, писаришка несчастный». Это выражение лица очень возмутило Жукова, после чего он сразу обрёл твёрдость речи и продолжил: «Зря вы не хотите прислушаться к моей кандидатуре, ведь в этом году я был кандидатом на Сталинскую премию».

Этот факт сыграл решающую роль в том, что буквально через неделю Жуков был откомандирован в распоряжение редакции армейской газеты «На разгром врага». В его обязанности входило всё графическое оформление газеты. Для каждого номера он делал карикатуры, чертежи трофейного немецкого вооружения, рисовал агитлистовки, забрасываемые в тыл врага и многое другое.
Но основную работу художник выполнял не в редакции, а на передовой, в трудных фронтовых условиях с помощью примитивной полевой цинкографии. Вместо бумаги и карандаша он использовал металл и иглу, которую часто надо было точить. Вся эта работа делалась можно сказать на ощупь. Потому что в рисунке карандашом на бумаге сразу видишь то, что сумел, а на цинковой пластине надо рисовать в другую сторону. И чтобы видеть какой отпечаток получится на листе бумаги, приходилось пользоваться зеркалом, которое переворачивает изображение. Такая сложная работа требует привычки, и Жуков в первое время не мог приспособиться. Но вскоре даже артиллерийская канонада и постоянное хождение сотрудников редакции по чувствительному полу избы не мешало художнику проводить прямые линии на чертежах нового немецкого миномёта. А на следующее утро в газете уже можно было видеть его новый рисунок – живой отклик на последние события.
Николай Николаевич испытывал трудности походной фронтовой жизни наравне со всеми. В своих дневниках Жуков вспоминает, как однажды за ночь пришлось пройти более 50 километров. Когда настал привал, то от усталости даже не хотелось есть, и он лёг на одну из телег и заснул. Когда он спал, был налёт авиации, бомбили, но мимо, всё обошлось благополучно. А Жуков, вымотанный длительным переходом, спал настолько крепко, что ничего не слышал.
Работая и в зоне обстрела и на полях сражений; и в зимние холода и в летнюю жару, он всегда чётко следовал принципу: видеть всё, что происходит своими глазами. Поэтому зимой 1941 года Жуков создавал свои работы приколов карандаш булавкой к тёплой рукавице, т.к. страшно мёрзли руки, а костров на передовой зажигать было нельзя.
Великая Отечественная война заставила художников по-новому взглянуть на жизнь. Как и в судьбе каждого советского художника, каждого человека, начался новый большой этап в жизни и творчестве Н.Н.Жукова.

Осенью 1941 года Жуков был направлен в Политуправление фронта для иллюстрирования книги очерков военных корреспондентов. Эту работу – 22 большие иллюстрации и оформление всей книги – Жуков выполнил в течение одного месяца.
Как-то раз художник приехал в Москву за бумагой и красками и показал в редакции «Правды» свои работы. Рисунки были приняты и напечатаны, а Жуков вернулся на фронт уже в качестве первого художественного корреспондента газеты «Правда».
Все военные работы художника – листовки, плакаты, беглые, наскоро сделанные зарисовки, вобравшие в себя мимолётные, но сильные впечатления, — всё это показывает войну с разных сторон, но, прежде всего, показывает участвовавшего в ней человека. В них преклонение перед воинским подвигом, и лирическая нежность к простому солдату, и злой сарказм в адрес неудачливых завоевателей.
В дневниках Жуков описывал как выглядели оставленные армией населённые пункты: «Быстро и низко плывут дождливые облака над опустевшими деревнями. Взмахивая тяжелыми крыльями, каркает вороньё. Повсюду покинутые дома с заколоченными окнами, через открытые ворота одного дома видна свежая колея уехавшей телеги, обнажив пустоту двора и сада. Непоправимую печаль настроения усиливает скрипучий звук качающейся на ветру половинки ворот. И от этого всего так горько становится на сердце, что кажется это ты виноват во всем, что творится вокруг».

Одним из первых рисунков в фронтовом альбоме художника стал рисунок «В опустевшей деревне». Совсем незначительный сюжет: в тихом деревенском пейзаже слышатся только тревожные ноты и печально, одиноко выглядит озябшая, нахохлившаяся птица на сельской околице с плетнём. Почти всё также как в дневниках художника.
Уже в первые месяцы войны художник в своих зарисовках сумел показать подлинное лицо гитлеровской армии. Эти произведения внушали нашим бойцам уверенность в своих силах, показывали им , в какой жалкий, трусливый народец превращаются горе — завоеватели под первыми же серьёзными ударами Советской Армии.

Рисунок «Первый фрукт». Мы видим пленного немца, который представляет собой жалкое зрелище: он согнулся и переминается с ноги на ногу под пристальным, слегка насмешливым взглядом нашего бойца. Жуков вспоминал о том, что пленные на фоне здоровой русской зимы имели весьма плачевный вид. На Западном фронте появились отлично экипированные советские войска, одетые в белые полушубки, валенки, треухи, меховые рукавицы, и с новыми автоматами. Отрывок из воспоминаний Жукова: « Никогда не забуду, как через деревню Маркашино вели колонну пленных, а группа наших солдат наблюдала эту процессию. И вот один рядовой подходит к отставшему от колонны озябшему немцу, берёт на ладонь край его тонкой шинели и говорит: «Это Гитлер». Затем берёт полу своего мехового полушубка, хлопает по нему и заключает: « А это Сталин». Эта русская находчивость солдата вызвала улыбки даже у пленных».
Деятельность Жукова в годы Отечественной войны была многообразна. Им было сделано множество агитационных листовок, разоблачавших подлинное звериное лицо гитлеровской политики.
В 1943 году Жукова назначили художественным руководителем «Студии военных художников им. М.Б.Грекова», на этом посту он оставался бессменно 30 лет, вплоть до своей смерти в 1973 году. Это был большой коллектив военных художников. Они постоянно бывали в партизанских отрядах, делали иллюстрации к готовящимся к выпуску военным рассказам. Жуков проявил себя отличным руководителем: при нём художниками студии было создано много прекрасных работ и отреставрировано ценных картин.
Окончание войны Николай Николаевич встретил в столице Венгрии Будапеште: «В 3 часа проснулись от бешеной пальбы. Оказалось, Москва по радио передавала приказ Президиума Верховного Совета за подписью Калинина и соглашение о мире, подписанное маршалом Жуковым. Германия на всём фронте сложила оружие и полностью капитулировала, и в честь победы стреляли из того, что у кого было. В городе 23 комендатуры, и теперь стало понятно, почему садили в разных концах города. Каждый военный, по мере того как узнавал об этом сообщении, палил в воздух все свои патроны».
Война была окончена!!!
