«Наследие великого драматурга».

К 200-летию со дня рождения Александра Николаевича Островского (31 марта 1823 г. — 2 июня 1886 г.) — русского драматурга, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке. Его отец, Николай Фёдорович, был сыном священника, с 1839 года получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, ушла из жизни, когда Александру шёл всего восьмой год. В семье было четверо детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.
Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству. Видимо, тогда и зародилась его тяга к творчеству.

Становление творчества Александра Николаевича началось в середине 19-го века, тогда значительную часть репертуара театров составляли развлекательные, нередко переводные пьесы, герои которых были обычно исторические деятели и дворяне, а также традиционные герои комедий тех лет – находчивые слуги и глуповатые крестьяне.
Островский стал первым в русской драматургии, кто вывел на передний план негероический быт купеческого сословия. До Островского купцы на сцене появлялись либо как персонажи комические, либо как эпизодические. Деловой мир считался слишком приземлённым, а потому недостойным сцены.

Новые герои, выведенные Островским – самые обыкновенные люди со своими проблемами, о которых не очень принято говорить в приличном обществе. Драматург первым увидел и показал другим, что простые люди могут любить, страдать и совершать поступки и ничем не отличаются от дворян.

Основой пьес Островского становится повседневная жизнь, складывающаяся из незаметных, непримечательных событий и фактов.
А.Н.Островский решительно боролся со старой театральной школой. Он, в частности, упразднил принцип постановки, при котором ставка делалась на одного актёра. В его пьесах действует целый ансамбль. Он один из немногих русских драматургов, заботившийся о том, чтобы в пьесе были роли для актёров разных возрастов, разного опыта и разного дарования. Пьесы Островского стали школой для огромного числа актёров, постепенно продвигавшихся от эпизодических ролей к главным.

Островский одним из первых заговорил о сценичности пьесы: «Люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать». И в этом еще один секрет популярности Островского. Его пьесы написаны так, чтобы их было интересно смотреть и удобно ставить. Идеи Островского были доведены до логического конца К. С.Станиславским, А. П. Чеховым и М. А. Булгаковым.
Всего драматург написал около 50 произведений.

Наиболее известные пьесы Островского. «Свои люди – сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Не всё коту масленица», «В чужом пиру похмелье», «Бедность не порок», «Светит, да не греет», «На каждого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Снегурочка», «Гроза», «Лес».

Вершиной творчества Александра Николаевича Островского является пьеса «Гроза», написанная в 1859 году. Эта пьеса не потеряла своей актуальности и до сих пор. Даже в наше время общество делится на тех, кто обладает деньгами и властью, и тех кто им бессловесно подчиняется, смиряя свою гордость и теряя человеческое достоинство.


В качестве художника-декоратора к произведениям Островского
«Свои люди — сочтемся», «Волки и овцы», «Гроза», «Снегурочка» работал известный художник Борис Михайлович Кустодиев. Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине.


Б.М.Кустодиев. Ворота дома Кабановых. Эскиз декораций к драме Островского «Гроза»

Б.М.Кустодиев. Купеческий двор.
Б.М.Кустодиев. Эскиз декораций к драме Островского «Гроза».
Б.М.Кустодиев. Эскиз декораций к драме Островского «Гроза».
Б.М.Кустодиев. Эскиз декораций к драме Островского «Гроза».
Б.М.Кустодиев. Эскиз декораций к драме Островского «Гроза».

Автором иллюстраций к «Грозе» является известный художник-иллюстратор С. В. Герасимов.


С. В. Герасимов. Катерина.
Иллюстрация С.В. Герасимова к 1-му действию драмы “Гроза” А.Н.Островского
Иллюстрация к 3-му действию драмы “Гроза” Островского.
Иллюстрация
С.В. Герасимова к 5-му действию драмы “Гроза” Островского.

Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873 г.). В «Снегурочке» поэтические взгляды Александра Николаевича на возможность гармонических отношений между людьми приобретают форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. Создавая историю Снегурочки, отдавшей свою жизнь ради любви, Островский использовал материалы народных сказок и песен.

В качестве обложки картина Виктора Васнецова «Снегурочка».


В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Это произведение нашло свое отражение в широком художественном творчестве. Образ Снегурочки по разному воспринимался разными художниками, эта сказка претерпела очень много переизданий с иллюстрациями различных авторов. Образ Снегурочки запечатлен многими известными художниками.

Василий Перов. «Снегурочка»
Рут Сандерсон. «Снегурочка»

М.Maлкyc. » Снегурочка»
Иллюстрации БЕЛОУСОВА Романа Леонидовича к произведению А.М.Островского «Снегурочка»

Информация взята из открытых источников

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *