«Я хочу быть понят родной страной». К 130-летию Владимира Владимировича Маяковского, поэта-новатора.

ЧАСТЬ 2.

Н.Н.Жуков «Владимир Маяковский»

В 1917 году Маяковский приветствовал приход большевиков к власти. Поэт находился в Смольном, где и был центр восстания. Маяковский принял революцию всем сердцем, стал участником первых заседаний деятелей науки и культуры.

В августе 1917 года поэт начал писать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции. Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд, а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич. Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т. д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение, именно как режиссер».

17 декабря 1918 года Маяковский впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи

«Левый марш»:

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово,

товарищ маузер.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой!

Левой!

Левой!..

В марте 1919 года поэт  переехал в Москву и начал активное сотрудничество с РОСТА (Российским телеграфным агентством), он оформлял как поэт и как художник для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). По словам самого поэта «работа отнимала много сил и почти не приносила денег, но трудились все с воодушевлением».

В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта, под названием «Всё, сочинённое Владимиром Маяковским. 1909—1919». В 1918—1919 годах Маяковский выступил в газете «Искусство коммуны», а в 1920 году закончил поэму «150 000 000», в которой отражена тема мировой революции.

В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 году — издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло несколько его книг. В 1923 году он организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств). Издал толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923—1925 годах вышло семь номеров), в которых пропагандировались теории производственного искусства, социального заказа, литературы факта.

Особое место в творчестве занимала любовная лирика и сатирические произведения. Он писал о том, что, по его мнению, было нужно народу. Для Маяковского не существовало неудобных тем.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

1914 г.

Лилю Брик поэт считал любовью всей своей жизни. Осип делал вид, что он не замечает этого романа. Лиля стала музой Маяковского на долгие годы, это ей были посвящены самые трогательные его произведения: «Человек», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Ко всему».

Совместное фото Осипа и Лили Брик с Маяковским

В 1922—1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу (Латвия, Франция, Германия); писал очерки и стихи о европейских впечатлениях.

В 1925 году поэт уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. В Америке Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь — Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке».

Во время своей поездки в Париж, поэт встретил эмигрантку Татьяну Яковлеву. Между ними возникли сильные чувства. Владимир звал любимую в Москву, но та категорически отказывалась. В 1929 году он решил сам ехать во Францию, но не смог получить визу.

Фотомодель Татьяна Яковлева

В 1923-1924 годах поэт пишет свои самые яркие и запоминающиеся произведения – «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Севастополь-Ялта». Когда поэма «Владимир Ильич Ленин» в исполнении самого поэта прозвучала со сцены Большого театра, ему аплодировал сам Сталин, присутствовавший в зале.

В 1922-1926 годах поэт активно сотрудничал с «Известиями», в 1926 — 1929 годах — «Комсомольской правдой», печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике. В 1927 году Маяковский восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Всего вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался в ЛЕФе и ушёл из организации и журнала. В этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам».

В 1928–1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами. Обе пьесы вызвали многочисленные споры в рядах публики. Одни видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие — критику советского строя. «Баню» поставили несколько раз и запретили — до 1953 года.

В 1929 году поэт организовал группу «РЕФ» (Революционный фронт искусств), но уже в феврале 1930 года ушёл из неё, вступив в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей).

Отношение властей к «главному советскому поэту» стало прохладным. В 1930 году ему не одобрили выезд за границу. На поэта стала нападать официальная критика. Говорили, что он исписался, упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным: бюрократии, чиновническим проволочкам, мещанству.

Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.

В день открытия зал для гостей был переполнен. Но открытие выставки проигнорировали представители литературных организаций. Официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было. Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. 14 апреля 1930 года поэт застрелился у себя в комнате.

Он оставил после себя предсмертное письмо:

Всем.

    В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

    Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

    Лиля — люби меня.

    Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

    Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.

    Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.        

         Как говорят-

                     «инцидент исперчен»,

         любовная лодка

                       разбилась о быт.

         Я с жизнью в расчете

                             и не к чему перечень

         взаимных болей,

                        бед

                           и обид.

 Счастливо оставаться.

                        Владимир М а я к о в с к и й.

  12/ IV -30 г.

После смерти поэта его произведения перестали печатать. Лиля Брик в 1936 году обратилась с письмом лично к Сталину. Она просила его помочь в сохранении поэтического наследия и памяти о поэте.

В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде». После этого произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, его именем назвали улицы и площади Советского Союза, поставили памятники революционному поэту, открыли музеи.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - маяковский-памятник.jpg
Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *