Виртуальная выставка рисунков Н.Н.Жукова «Ее величество женщина»

Николай Николаевич Жуков всегда интересовался портретным жанром. Портретов им было создано немало, но сегодня мы представляем вашему вниманию те из них, на которых изображена прекрасная половина человечества — женщины.

Мастера кисти во все времена писали своих матерей, жён, дочерей, известных представительниц своего времени и самых обыкновенных — тех, кто просто остановил на себе взгляд  художника, сумевшего увидеть в них источник вдохновения. Женщина-загадка, женщина-хранительница домашнего очага с теплыми и мудрыми руками, женщина-мечта — каждый художник видел и воплощал женский образ по-своему. К тому же, у каждой эпохи свой идеал женской красоты, поэтому и образы, запечатлённые на полотнах, такие разные. Неизменным же остаётся  то, что  женский характер привлекал, привлекает и будет привлекать внимание художников. Жуков не был исключением — им создано немало портретов его современниц и самых любимых им женщин — мамы, жены и дочерей.

Н.Н. Жуков «Портрет матери», 1953

Перед вами портрет матери художника — Валентины Яковлевны. Она всегда была для него опорой и примером,  источником тепла и заботы. Николай Николаевич был благодарен ей за всеобъемлющую любовь и за то, что она всегда поощряла его влечение к творчеству, которое составляло смысл его жизни.

Н.Н. Жуков «В театре», 1945

А это портрет жены художника Альбины Феликсовны. Это была очень яркая и неординарная женщина. Она была талантлива: хорошо пела, танцевала, музицировала, писала стихи, знала несколько иностранных языков, но весь набор этих достоинств положила на алтарь служения своей семье и  поддержанию в ней мира и гармонии – тому великому подвигу, за который поэты, писатели и художники всех времен воспевали и боготворили женщин.

Н.Н. Жуков «Наташа», 1957

Перед вами портрет старшей дочери Жукова Наташи.

Н.Н. Жуков «Лиловые перчатки», 1962

На этом портрете его младшая дочь Арина.

Н.Н. Жуков «Женский портрет (Агнесса Ильина)», 1960

А это портрет одноклассницы художника Агнессы Ильиной. Вместе с ней Николай Николаевич учился во 2-ой девятилетней школе им. Коммунистического Интернационала Молодёжи г. Ельца в 20-е годы прошлого века. Мы видим её такой, какой увидел её художник – красивой, молодой женщиной с копной огненно-рыжих волос.

Н.Н. Жуков «Студентка Лена Попова», 1972

Созданные Жуковым женские образы выразительны, лиричны, обаятельны. Перед вами один из таких образов. Эта девушка — жена ученика и личного секретаря Николая Жукова Виталия Попова.

Н.Н. Жуков «Фредерика Лонге», 1973

Это портрет Фредерики Лонге, праправнучки Карла Маркса. Однажды она пришла в московскую мастерскую художника, чтобы лично познакомиться с человеком, который проиллюстрировал книгу о её деде и сделал это так, как будто был знаком с ним лично. Речь шла о книге «Воспоминания о Марксе», проиллюстрированной Жуковым.

Н.Н. Жуков «Женский портрет», 1963

Каждая линия, проведенная кистью художника, воспевает женщину. Художник внёс в образ этой невероятно обаятельной женщины силу своего таланта и искреннее восхищение женской красотой.

Н.Н. Жуков «Портрет болгарки», 1964

Как всякий талант Жуков стремился к совершенству, искал его в людях и в жизни, он буквально собирал галерею женских образов в разных городах и странах, и красота, особенно такая экзотичная, не могла укрыться от наблюдательных глаз художников.

Н.Н. Жуков «Пиратка», 1964

Этот портрет Жуков привёз из Италии. Яркий и выразительный образ итальянки подчёркнут буйством ярких красок и необычной игрой света. Художник считал, что мир должен быть полон красоты, а искусство – нести радость людям. И эта работа является лишним тому подтверждением.

Н.Н. Жуков «Женский портрет», 1936

Перед вами один из самых ранних женских портретов художника, выполненный карандашом. Чёткие графические линии диктуют почти фотографическую точность. Н.Н. Жуков всегда оставался реалистом в своём творчестве, несмотря ни на какие модные течения, поэтому его женские портреты убедительны и лишены фальши.

Н.Н. Жуков «Портрет Н.Н. Аджаловой»

Этот портрет выполнен во время поездки Жукова по Закавказью. За внешними чертами учительницы Аджаловой видна такая страстность, такой громадный запас жизненной энергии, оптимизма, что её облик предстаёт в совершенно другом свете, становится молодым, полным свежих сил. Художник не то чтобы сглаживает следы времени на лице, а скорее не акцентирует их, потому что самое важное для него – передать покоряющее сияние молодого духа.

Жуков неоднократно обращался к созданию образов  выдающихся представительниц своего времени. Это советский скульптор Вера Мухина, автор широко известного памятника «Рабочий и колхозница».

Н.Н. Жуков «Женский портрет», 1969

В своих работах художник всегда старался  выдерживать важнейший критерий портрета – с одной стороны, сходство изображения с оригиналом, с другой — раскрытие его духовного мира, настроения и переживаний. Поэтому созданные им женские образы несут в себе гармонию единства душевных качеств и внешнего облика.

Н.Н. Жуков «Портрет М. Андронниковой», 1958

Еще один интересный образ. Нельзя не задержать взгляд на этом несколько горделивом выражении лица и позе молодой женщины. Именно так понял ее и запечатлел художник. Манана Андронникова в советское время вела на телевидении цикл программ под названием «Портреты портретов», в которых рассказывала об истории портретов и о людях, изображённых на них. Мананы Андронниковой уже давно нет на этой земле, а вот история в лицах и портретах продолжается, на этот раз и в ее собственном портрете. И не только в её, а и во всех других женских портретах, созданных Н.Н. Жуковым.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *