Цветы в работах Н.Н. Жукова

В бесконечном многообразии цветов, в их удивительных красках и тончайших ароматах находили и находят  вдохновение поэты, художники и музыканты. Мастера кисти  при взгляде на цветы замедляли свои шаги особенно часто. Для многих из них удивительная живая красота цветов,  созданная самой природой, становилась неиссякаемым источником творчества.

Цветочный натюрморт, как отдельный жанр живописи, выделился в середине 17 века. Изображение цветов часто носило символическое звучание, а также являлось самостоятельным красочным акцентом картин. Цветы выступали частью натюрморта и пейзажа, использовались в тематических сюжетах бытового жанра, вплетались в портреты.

Известно много прекрасных цветочных натюрмортов, выполненных маслом, акварелью, темперой, гуашью, пастелью. Н.Н. Жуков увлёкся акварелью в начале 50-х, и цветы заняли достойное место в его работах. Они отличаются безусловной правдивостью и продуманной декоративностью, выстроенной композицией и тонким вкусом. Каждый мазок кистью передаёт цвет, форму, и фактуру цветов, работы наполнены воздухом, солнцем, ароматом зелени, фиалок, роз, ромашек, ландышей.

Цветы и травы с полей и лугов изображались художниками издавна. Их скромная красота, не такая пышная, как у декоративных культурных видов, неизменно притягивает взгляд и смотрится очень зрелищно. Так, И.А. Бунин в одном из стихотворений противопоставлял тепличные и полевые цветы, видя во вторых скромность и стыдливую красоту, родственные «сердцу и взору». Жаль только, что картины не могут передать их запахи, хотя, например, Исаак Левитан учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами». Насыщенные нежной или, наоборот, яркой цветовой гаммой, солнцем, воздухом, романтикой, поэтичностью, нежностью, картины с полевыми цветами наполняют души зрителей умиротворением и чувством прекрасного, несут ароматы лета, дарят хорошее настроение.


Н.Н. Жуков «Ромашки», 1962

Не оставил без внимания эти скромные цветы и Николай Николаевич Жуков, и именно такое настроение — легкое, летнее, лиричное — возникает от его работы «Ромашки». Красота русских полей в виде нежных ромашек и трогательных васильков поместилась на акварели художника. Можно всматриваться в эти цветы и представлять себе полевое разнотравье, напоенное их ароматами, или видеть летний солнечный день и распахнутое в сад окно. В этом и проявляется талант настоящего художника, чтобы в обычных, повседневных и простых вещах увидеть прекрасное и передать это зрителю, чтобы мы в очередной раз сказали, как же хорош, красив, ярок и радостен окружающий нас мир.

Н.Н. Жуков «Майские колокольчики», 1953

Пик популярности полевых цветов в советском натюрморте  пришелся на конец  1920-х – первую половину 1930-х годов. Это были схожие по типу изображения: как правило, поставленные в вазу простой формы, стеклянную банку или кувшин — важна была именно простота сосуда — цветы отображались чаще всего в виде букета, размещенного у нижнего края композиции примерно по центру формата. Акварель Н.Н. Жукова «Майские колокольчики», хотя и создана в 1953 году, полностью вписывается в эти каноны.

Массовое обращение художников  к  василькам, ромашкам, колокольчикам объяснялось не только их живописными качествами, которыми обладали и цветы садовые, но прежде всего тем, что своей простотой они более соответствовали пролетарской идеологии и  романтической концепции соцреализма. Неказистые, опаленные солнцем и открытые всем ветрам растения противопоставлялись цветам пышным и дорогим. Полевые цветы стали символом новой жизни. На протяжении  всего советского периода они существовали  в виде скромного одиночного букета, поставленного на стол или подоконник.

Н.Н. Жуков «Фронтовые васильки», 1944

Перед нами ещё один букет полевых цветов под названием «Фронтовые васильки».  Акварель создана в 1944 году, ещё почти год до окончания Великой Отечественной войны, но работа наполнена яркой и одновременно гармоничной палитрой, мелодичностью колористических сочетаний. Это не просто  стремление выразить своё эстетическое восхищение от красоты цветов, но и передать связь между образами последних и состоянием души. Ощущение неминуемости скорой Победы привнесло в работу сочные переливы красок  и  такое мирное, радостное настроение.

Возможно, поводом для создания акварели «Фронтовые васильки» стал эпизод, описанный Жуковым в военных дневниках:

 «…Вспоминаю, как после трудового дня вместе с нашими солдатами-саперами, восстанавливающими переправу через мост, ужинали мы, с аппетитом поглощая гречневую кашу с тушёнкой и юмором, а потом побежали к реке мыть  котелки. Один из солдат, видимо хозяйственный парень и охочий до красоты, нарвал васильков, зачерпнул в реке воды в котелок, сунул туда цветы, ласково растрепав их ладными пальцами рук, полюбовался и поставил рядом с шинельной скаткой, откуда торчал треугольник счастливого письма. И радость  на душе у всех была приметная, а он, наподобие В. Тёркина, уселся и рассказывал окружившим его товарищам весёлые байки»

Н.Н. Жуков «Ландыши», 1956

Цветы — великие учителя художников. Их отображение развивает вкус, даёт понимание законов формы, светотени, колорита, воспитывает способность анализировать и обобщать. В ветке сирени ли или в букете ромашек  надо разбираться, пока не уловишь логику построения, не выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Важно, чтобы каждый цветок, как бы он не отличался по конструкции, тону и цвету, было точно вписан в ансамбль. Добиться этого можно только при одновременном видении частного и целого, постоянном сопоставлении всех частей букета. Эта работа сложна и увлекательна одновременно, особенно если ты рисуешь свои любимые цветы. Любимыми цветами Жукова были ландыши.

В натюрморте «Ландыши» композиция предельно проста — букетик помещен по центру, оставляя место для падающей тени. Ландыши стоят в простой стеклянной банке на светлом фоне – ничто не отвлекает от созерцания этих милых, нежных цветков.

Начиная с 1947 года, на протяжении 23 лет Жуковы на лето уезжали на дачу, и, по воспоминаниям младшей дочери художника Арины, Николай Николаевич вставал раньше всех – часов в шесть утра, и когда просыпались остальные, на столе уже стоял букет мокрых ландышей — художник успевал их насобирать и нарисовать.

Н.Н. Жуков «Розы», 1971

Один из самых любимых образов в искусстве – это роза. Роза — цветочный символ весны, красоты и любви. Издавна о ней слагали легенды. Например, в античной мифологии, из крови Адониса, возлюбленного Афродиты, произросли первые красные розы, поэтому они стали символом любви, побеждающей смерть. О белой розе впервые упоминается в мифологических рассказах, восхваляющих ее первозданность. По легендам, цветок с белыми бутонами рос в великолепных садах Древней Греции и Древнего Рима и был символом чести и невинности.  В живописи садовые розы нежного оттенка символизируют то же самое – молодость, совершенство и чистоту.

Чтобы постигнуть и разобрать строение этого цветка, нужно не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. Показать сложность формы и фактуры лепестков и листьев, их плотность или прозрачность  — нелёгкая задача для художника. Но запечатлеть — это еще не все. Подлинный успех приходит, если цветы завораживают смотрящего на них зрителя.

Н.Н. Жуков «Портрет жены», 1958

А это портрет жены художника Альбины Феликсовны. Младшая дочь Николая Николаевича Арина говорила, что в Альбине Феликсовне  была какая-то  царственность, она никого не осуждала, никогда не сплетничала, в их доме не было атмосферы напряженности, которая создаётся недовольством или завистью. Этот замечательный портрет  выполнен пастелью, и в облике Альбины Феликсовны, её осанке читается и внутреннее благородство, и достоинство,  и женская красота, и романтичность, которая лишь подчёркивается букетом нежных роз, которые она держит в руках.

Н.Н. Жуков «Розы и пионы», 1957

Цветы можно писать сразу, на одном дыхании, или создавать натюрморты частями,  добавляя один фрагмент к другому в соответствии с заранее продуманной композицией.  Манера написания зависит и от применяемых художником изобразительных средств. В своих цветочных натюрмортах Жуков чаще всего использовал акварельную технику. Это достаточно сложная живописная техника, требующая особого мастерства, но Жукову нравилась прозрачность, текучесть, свежесть и снайперская точность акварели и то, что ею можно передавать тонкие переходы красок, насыщенность пространства воздухом, богатство каждого тона.  Именно поэтому каждый из цветочных натюрмортов Жукова — это маленькая законченная история со своей уникальной интонацией. Вот и на следующей работе художнику удалось передать   красочные переливы лепестков, шелковистость их поверхности, легкость и прозрачность сосуда.

Н.Н.Жуков «В парке Чаир», 1946

Акварель «В парке Чаир» была создана Н.Н. Жуковым во время отдыха в Крыму. Ощущением свежести, прохлады шелковых белых лепестков и дыханием лёгкого розового аромата наполнена эта работа. Свежо и звонко переливаются листья всеми оттенками зеленого. А вот что писал об истории её создания сам художник:

«…Однажды я испытал великое удовольствие. В течение многих дней, проходя по дорожке гурзуфского парка к морю и обратно, я любовался кустом белых роз, расцветших на газоне. Когда розы вошли в пору своей зрелости, они стали особенно прекрасны. Это был образец целомудрия, непорочности. Три сестры, белые как снег на фоне чёрной земли. Зелёным кружевом вилась листва. Розы росли на самой людной дорожке, и поэтому работать днём было невозможно. Я решил встать в пять утра, когда все ещё спят, и поработать. Проснувшись, почувствовал протест во всём теле. Но когда в памяти загорелось ощущений прекрасного, прибавилось силы, и я переборол себя. Акварель удалась. Вечером, проходя мимо куста, я не увидел роз. Было воскресенье, розы срезали на продажу. Теперь они цветут только у меня: искусство продолжает их жизнь…» Н.Н. Жуков

Н.Н. Жуков «Осенний букет», 1953

В пределах акварели «Осенний букет»  сочетаются элементы натюрморта с цветочными мотивами и пейзажа.  Букет цветов изображен на столе, расположенном на террасе, выходящей  сад.  Изображение природного окружения подчеркивает непосредственность и свежесть впечатления от созерцания цветов.  Цветочная композиция дополнена стоящей вазой и клеткой с канарейкой на заднем плане. Подобный приём позволяет объединить два мира – «внутри» и «снаружи», среду обитания человека и внешний мир за пределами дома. Композиция становится олицетворением дачной летней жизни. Здесь Жуков, как и в других своих работах, следует реалистической традиции, уделяет  большое внимание техническому мастерству.

Н.Н.Жуков «Эстетика 60-х», 1962

Прислонённый к вазе женский портрет работы А.Модильяни, декоративные фигурки, кованый подсвечник со свечой в виде яблока – всё это придаёт особый художественный оттенок вечному мотиву цветов, относит к миру искусства, рукотворного и прекрасного, отражает эстетические проявления эпохи 60-х годов 20 века с поиском новых ориентиров и стремлением к красоте.

Изображение цветов — это борьба со временем. Художники успевают написать цветок до момента его увядания, тем самым увековечив его легко ускользающую красоту. Кому-то из цветов отпущено короткое время, а кто-то сохраняет красоту и аромат надолго. Яркие и неброские, пышные и скромные, нежные и волнующие цветы продолжают жить в работах Н.Н. Жукова, восхищать, удивлять, радовать и дарить хорошее настроение.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *