«Рекламные плакаты в советской туриндустрии». Ко Всемирному Дню туризма.

Каждую осень, 27 сентября, отмечается Всемирный день туризма. Это праздник тех, кто работает в сфере туризма, по официальным данным, каждый десятый из трудоустроенных жителей планеты, и тех, кто любит путешествовать.
Всемирный день туризма был учрежден с целью привлечения внимания к туризму как к мощному инструменту обмена культурным опытом налаживания международных связей и направлений, осуществляющих важный вклад в экономику.

Визитной карточкой советской туриндустрии на многие десятилетия стали рекламные плакаты компании «Интурист», украсив зарубежные представительства, туристические бюро, залы аэропортов, холлы гостиниц, вагоны международных поездов и каюты океанских лайнеров. Яркие, наполненные светом картины, выполненные с высоким полиграфическим качеством, они были призваны демонстрировать зарубежному туристу привлекательность отдыха в СССР — первой в мире стране социализма. Первые издания ГАО «Интурист» вышли из печати в 1929-30 году, когда к работе над рекламой были привлечены ленинградские и московские художники, специализирующиеся в области торговой рекламы и журнальной иллюстрации: М.Литвак, А.Фролов, В.Пудовкин, Г.Бершадский и другие. Начиная с 1931 года, «Интурист» стал организовывать открытые всесоюзные конкурсы на рекламные плакаты по туризму на темы: «Москва», «Ленинград», «Киев», «Одесса». «Волга», «Крым», «Кавказ», «Транссибирский путь». Первый конкурс привлек к работе много новых молодых авторов, среди которых были И.Фомина и В.Ливанова. В начале 1930-х годов центр внешнеторговой рекламы переводится из Ленинграда в Москву, где в системе Всесоюзной торговой палаты работает Бюро торговой пропаганды (рекламы), возглавляемое художником С.Игумновым. Художники бюро выполняли заказы первых советских внешнеторговых организаций, Торгсина, ВАО «Интурист». В 1930-е годы в экспортную туристическую рекламу пришли Н.Жуков, С.Сахаров, Б.Зеленский, М.Нестерова-Берзина, В.Климашин, О.Эйгес, А.Антонченко, А.Житомирский, придавшие рекламным изданиям «Интуриста» неповторимое лицо, которым и сегодня не перестают восхищаться. Наиболее значительный вклад в рекламу ВАО «Интурист» внес Н.Жуков, работавший над плакатами и информационными журналами. Молодой художник Николай Николаевич Жуков работал не только над плакатами для Торгсина и Интуриста, но и создавал обложки различных многочисленных рекламных буклетов и журнала ««Soviet Travel»(1932-1938).

В конце 1932 года, приехав в Москву после двух лет армейской службы на Кавказе, на первых порах самостоятельной художественной деятельности Жуков выполнял различные заказы типографий и книжных издательств. Занимался оформлением и иллюстрированием книг в издательстве «Профиздат» (1932–1933), изготавливал эскизы фантиков для конфет, позже стал работать в области рекламных плакатов и макетов обложек журналов «Sovietland», «Soviet Travel». Николай Жуков работал во Всесоюзной торговой палате и в издательстве «Интурист» (1933–1939), занимался торговой рекламой, плакатами, промышленной и книжной графикой – делал макеты меню, программы для туристов, эскизы оформления грампластинок, рисовал эмблемы для ВСХВ, экслибрисы для издательства «Детгиз», Академии Художеств, участвовал в оформлении зарубежных выставок.

Николай Николаевич начал серьезную обстоятельную  работу плакатиста в 30-е годы с рекламных плакатов и рисовал их на протяжении всей своей жизни. В этот период времени художник ищет свой почерк, свою манеру, и потому стилистика его сильно различается от плаката к плакату. Правда, нужно отметить, что творчество Николая Николаевича Жукова вообще отличалось широким разнообразием жанров, стилей и техник, однако, в более поздние периоды художник отдавал предпочтение более реалистичному плакату, нежели в начале своего творческого пути.

По воспоминаниям самого Николая Николаевича его очень покоряло мастерство французского плакатиста – Кассандра, работы которого систематически в то время печатал журнал «Гибраус — график». Изобретательность, лаконичность, цветовая изысканность и композиционная находчивость этого мастера влюбили художника в плакат. В тот год  Торгсин объявил конкурс на рекламу. Объединившись с С.Сахаровым, Н.Жуков создал с ним плакат, получивший первую премию. Использовали марку Торгсина – поместив ее по диагонали и повторив раз семь ее форму от мала до велика. Получилось что-то вроде полета птиц – ритмично и броско. Удача окрылила молодого талантливого графика и вскоре он  еще раз принял участие во втором конкурсе Интуриста с плакатом «Театральный фестиваль», задуманным еще во времена своего студенчества. Интересна история его создания. Однажды преподаватель задал студентам композиционное задание на театральную музыкальную тему. Николай Николаевич в то время приучил себя размышлять, имея в руках карандаш и бумагу. Он был убежден, что иногда даже машинальный след карандаша, делает опору мысли. Так и случилось. Думая о театральном занавесе, о его складках, Жуков чертил вертикальные линии на листе бумаги. В этот момент его кто-то позвал и, оставляя карандаш, кинув его, художник сделал непроизвольно нажим — короткую черточку на бумаге. Вернувшись,  Николай Жуков увидел, что легкие и высокие линии ассоциировались с театральным занавесом, а короткий, нечаянно сделанный нажим карандашом превратился в реальную  фигуру дирижера.

Так родился эскиз знаменитого плаката «Театральный фестиваль». Далее этот эскиз был сделан в цвете. Этот графический лист, сделанный еще в училище, впоследствии в 1935 г. участвуя во Всесоюзном конкурсе плакатов  для «Интуриста» в Москве, получил первую премию, а позже, в 1948 г. был премирован на международном конкурсе плаката в Вене.

Интересны мысли самого художника в его творческом поиске. Из дневников Н.Н.Жукова: «Как форма влияет на содержание, убедительно выразила еще одна замеченная мною деталь. Расцвели яркие, плотные по цвету фиолетовые ирисы. Впервые я полюбил этот цвет в бабушкиной лампаде, позднее – в анютиных глазках и сирени, а уже после в вечернем платье моей невесты. Этот же цвет, я ненавижу в чернилах. Если во всех первых случаях он ассоциируется с ощущением красоты, то в чернилах он напоминает канцелярщину и связывает память с какими-то недобрыми фактами жизни. В моем сознании произошли те же смещения, которые были у меня с синим чайником и с синим бостоновым костюмом Ф. Богородского. Эти примеры активизировали мои размышления и помогли мне в будущем осуществить ряд плакатов для «Интуриста», которые были удостоены премий на Московских, Всесоюзных и даже международных конкурсах.»

Немало плакатов художник посвятил выставкам, московским достопримечательностям, музыкальным конкурсам, театру и цирку: «Soviet travel. Театр Мейерхольда (1934), «Памятник Пушкину – REVUE de Moscou» (1934), «Московский театральный фестиваль» (1934), «Джаз Леонида Утёсова» (1930-е), «Цирк» (1935), «Карнавал в Парке культуры и отдыха им. Горького» (1935), «Московское такси» (1935), «Выставка Рембранта в ГМИИ им. А. С. Пушкина (1937), «Крымский мост» (1938).

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *