«Китай в творчестве Н.Н.Жукова». К Международному дню солидарности трудящихся 1мая.

Творчество Николая Николаевича Жукова многогранно и разнообразно: он очень много рисовал детей, создал целую галерею портретов, в его творчестве многочисленные пейзажи, натюрморты, огромный цикл фронтовых рисунков и плакатов, а также впечатления от поездок за рубеж, оставленные на бумаге…

Николай Жуков. Елец.

Николай Николаевич Жуков – человек-путешественник. Объездил немало стран. Начиная с 1952 года, ежегодно Жуков командировался в составе делегации деятелей Советской культуры в разные страны. Он был в Германии, Финляндии, Чехословакии, Италии, Англии, Франции, Австрии, Польше, Норвегии, Китае, на Кубе и во многих других странах. Также знакомиться с миром ему позволяла работа в президиуме «Общества дружбы». Все эти поездки не были праздным развлечением или отдыхом. Для Жукова это была прежде всего кропотливая работа по сохранению тех впечатлений, которые были им получены во время знакомства с новой страной и её народом.

Н. Жуков и Н.Гудзий на русско-английской встрече.

Художник писал: «Я часто путешествую по стране, бываю за рубежом Родины. В путешествии всегда рисую с большим интересом. Приобретённый с годами опыт репортажного рисунка позволяет мне проводить эти поездки с большими результатами и с пользой, которой я не мог достичь раньше, когда не владел умением быстро фиксировать свои впечатления…» Ни одна из поездок за рубеж не прошла впустую. Эти поездки дали Жукову массу впечатлений, которые он выражал и сохранял в графических и акварельных работах.

Неизгладимое впечатление на известного графика произвела поездка в Китай. Всё то, что Жуков увидел в Китае, глубоко затронуло его сердце. Эту страну он посетил в 1957 году. Китай – это одно из важнейших государств мира, страна древнейшей цивилизации. Это родина многих важнейших открытий и изобретений: бумаги, пороха, книгопечатания, компаса, сделанных ещё в средние века. Это третья по территории страна мира после России и Канады, и первая в мире по количеству населения. Величественная и необычная для жителя России природа Китая дала художнику множество новых впечатлений.

«Из поездки в Китай», 1957г.

Работа «Из поездки в Китай». Жуков изобразил китайскую женщину-мать, держащую на руках своего ребёнка. Тема материнства занимала особое место в творчестве Николая Николаевича и, будучи в Китае, им было создано много работ, на которых изображены женщины и дети.

«На автобусной остановке»

На рисунке люди, сидящие на автобусной остановке и со спокойствием и некоторой долей отрешённости ожидающие транспорт. Это типичные китайцы: размеренные, неторопливые, ни куда не спешащие, они находятся в гармонии с окружающей природой, полностью погрузились в её законы.

Китайская стена, 1957г.

В границах города находится часть Великой китайской стены, и в одной из своих работ Жуков изобразил этот памятник истории и культуры китайского народа. Часть Великой китайской стены, которая тянется по вершинам громадных холмов. Даже, несмотря на то, что работа небольшая, но всё равно она помогает нам понять, насколько величественен и монументален этот памятник истории.

«Китаец в шляпе с посохом»

Для передачи национального колорита Китая художник, как правило, использует чёрную акварель и тушь, и лишь изредка обращается к ярким цветовым пятнам. В остальном же, нет никаких уступок экзотике. Все рисунки полны оптимизма и большого уважения к людям – будь то простые люди, крестьяне…

«Речь т. Мао в Японии»

— …или же известные представители общественности Китая. Жуков запечатлел руководителя страны и видного политического деятеля Китая Мао Цзэдуна,  который произносит речь во время визита в Японию.

«Китайский художник Цзянь Чжао-хэ»

Представители культуры Китая изображены также с большим уважением и внутренним достоинством как, например, этот китайский художник.

«Лю Пей-чжуан, лепщик, народный мастер», 1957г.

Жуков делает проникновенные портреты китайских людей, в которых верно передаёт национальные свойства характера: спокойствие, мудрость, неторопливость. Например, этот лепщик из Лояна преисполнен внутреннего спокойствия и уверенности знающего своё дело мастера.

Лодочник на озере.

В повседневной жизни принято считать, что каждая нация имеет свой характер и что определённые черты закреплены за той или иной нацией. Так, американцев связывают с деловитостью, немцев – с пунктуальностью, французов – с остроумием и галантностью, а китайцев – с мудростью и церемонностью.  

 

«На уроке», 1957г.

Лист из китайских зарисовок – «На уроке». Изображены первоклассники, слушающие рассказ учительницы. Один из них особенно запоминается: лицо серьёзное, брови сердито сдвинуты, взгляд раскосых глаз сосредоточен, руки, как, наверное, велела учительница, дисциплинированно лежат на парте. Другие тоже поглощены занимательным рассказом и слушают, приоткрыв рот. Ничего другого в рисунке нет, но ясно чувствуешь во всём жизнь Китая. Даже в таком возрасте дети серьёзно относятся к своим обязанностям. Их основная работа – хорошо учиться.

«Отличный аппетит», 1957г.

Так же выразительна, словно выхваченная из жизни, сценка «Отличный аппетит». Малыш настолько занят поглощением пищи, что, кажется, не замечает ничего вокруг. Его круглые щёки являются свидетельством прекрасного аппетита, что и было подмечено художником.

«Китайская девочка»

Изображая китайских детей, художник придаёт большое значение технике рисунка, ставя её в зависимость от натуры и тщательно взвешивает достоинства и пригодность в каждом случае карандаша, пера или акварели. Рисунки китайских детей сделаны в основном пером – так полнее передаётся экспрессивность смуглых лиц, блеск чёрных волос и глаз.

«Девочка из Китая», 1957г.

Общаясь с китайскими детьми, Жуков понял, что они любознательны. Их волнуют глобальные вопросы и им интересно увидеть всё новое своими глазами. Художник приводит такой пример: «Дети Пекина очень были расстроены, что спутник земли, запущенный СССР видели в первые дни только в Шанхае. Они решили обратиться к учёным СССР, чтобы следующий раз они запустили спутник так, чтобы его видели и в Пекине».

Комсомолка

Большое впечатление на художника произвела китайская молодёжь, которая поразила его всей своей жизнедеятельностью: решительностью, несгибаемой волей, огромным потенциалом сил, стремлением к учёбе, к знаниям, своей дисциплинированностью и любознательностью…

…Вот что написал художник о китайской молодёжи: «…мы вместе с другими гостями смотрели военный парад и демонстрацию. Мимо нас прошли десятки тысяч трудящихся Пекина. Здесь были, конечно, люди разного возраста, профессий, характера, но с трибуны казалось, что в этой разноцветной весёлой массе шагает только молодёжь, полная сил, решительности, несгибаемой воли.

О впечатлениях, вынесенных из поездки по Китаю, можно говорить очень много. Но сейчас мне хочется сказать о том, на мой взгляд, главном, что характеризует юношей и девушек Китая. Древнее Китайское изречение гласит: «Когда заходит солнце, не торопись складывать работу, а рано утром, когда начинают петь птицы, стремись приступить к работе раньше их». Это изречение стало общим правилом молодёжи Китая.

У каждого молодого человека — горячее стремление к учёбе, к знаниям, удивительное умение полезно организовать своё время. Везде, где нам довелось быть, мы отмечали аккуратность и дисциплину. Книга, блокнот – непременные спутники молодого китайца. Все они очень любознательны и имеют обыкновение записывать увиденное и услышанное. У них на этот счёт существует пословица: «Самые плохие чернила лучше хорошей памяти».

В 1959 году в Китае вышла книга с работами художника Н.Н.Жукова. Она представляла собой сборник его произведений, созданных в разные периоды и на разные темы. А в 1965 году в Китае прошла персональная выставка рисунков Николая Николаевича, которая нашла глубокий отклик в сердцах китайских людей. Со всего Китая Жукову приходили письма со словами благодарности за всё его творчество.



Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *