Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее сокровища, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье. Сегодня это почти 200 тысяч произведений — от икон до авангарда. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.
Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие», — писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: «я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников».
Известному меценату было всего 24 года, когда он приобрел свою первую картину — фантастическое чутье на шедевры и смелость в выборе работ вопреки общественному мнению положили начало уникальной коллекции — главной сокровищнице национального искусства.
31 августа 1892 году Павел Третьяков подарил Москве свое собрание русской живописи, графики и скульптуры, а также коллекцию произведений европейских мастеров умершего к тому времени младшего брата Сергея Михайловича, незадолго перед тем скончавшегося, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже собирателем, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа.
Уже через год, 15 августа 1893 года, Третьяковская галерея была открыта для публики под названием «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». Этому бесценному дару стране и миру в этом году исполнилось 130 лет со дня открытия для посетителей.

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов, делая жизнь людей ярче, краше и лучше.
Родился Павел Михайлович Третьяков в 1832 году в семье небогатых купцов, которые не имели никакого отношения к культуре и искусству. Но, получив отличное образование, Павел с ранних лет стал проявлять тягу к прекрасному. Одновременно с этим он активно помогал отцу в его коммерческой деятельности.
После смерти родителей, Павел взял отцовское дело в свои руки и стал активно его развивать. Вместе со своим братом Сергеем он основал Костромскую льняную мануфактуру, которая стала приносить стабильный и хороший доход. При этом, несмотря на постоянную занятость, Павел Михайлович не переставал интересоваться искусством. Впоследствии оба брата увлеклись коллекционированием и благотворительностью.
Первыми полотнами, которые купил Павел Третьяков, стали 9 работ голландских художников (1854 год). Но потом он предпочел собирать работы русских живописцев, которые и стали основой коллекции знаменитой галереи.
Павел Третьяков взял на себя обязанности попечителя и до конца жизни продолжал заботиться о своем музее, все время пополнял собрание. После его смерти управление музеем перешло к Совету попечителей, который избирался городской думой. В разное время в этот совет входили В. Серов, И. Остроухов, И. Цветков, С. Щербатов, И. Грабарь, и дочь Павла Третьякова Александра Боткина.
Большая часть коллекции сформировалась в 1860-1880 годы. При этом Третьяков пополнял ее не только работами известных мастеров, но и приобретал картины начинающих художников. Павел Михайлович был близко знаком с огромным числом художников, писателей, музыкантов и со многими очень дружен, охотно выслушивал их советы и замечания, но поступал всегда по-своему и решения свои, как правило, не менял. Вмешательства в свои дела он не терпел. Крамской, пользовавшийся, неоспоримо, самым большим расположением и уважением Третьякова, вынужден был заметить: «Я давно его знаю и давно убедился, что на Третьякова никто не имеет влияния как в выборе картин, так и в его личных мнениях. Если и были художники, полагавшие, что на него можно было влиять, они должны были потом отказаться от своего заблуждения». Со временем высокий вкус, строгость отбора и, конечно же, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему «привилегии», которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия.
Визит Павла Михайловича к художникам всегда был волнующим событием, и не без душевного трепета все они, маститые и начинающие, ждали от Третьякова его тихого: «Прошу Вас картину считать за мной». Что было для всех равнозначно общественному признанию. «Признаюсь Вам откровенно, — писал в 1877 году И.Е. Репин П.М. Третьякову, — что если уж его продавать (речь шла о картине Репина «Протодьякон». — Л. И.), то только в Ваши руки, в Вашу галерею не жалко, ибо говорю без лести, я считаю за большую для себя честь видеть там свои вещи». Нередко художники шли Третьякову на уступки, а Третьяков никогда не покупал не торгуясь, и снижали для него свои цены, оказывая тем самым посильную поддержку его начинанию.
Первыми экспонатами галереи стали, приобретенные Третьяковым в 1856 году картины «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. В 1862 году Третьяков купил картину В. Перова «Сельский крестный ход на пасхе». Спустя некоторое время, когда коллекционер начал собирать портретную галерею выдающихся людей, Перов написал для него портреты Ф. Достоевского, И. Тургенева, М. Погодина, В. Даля, А. Майкова. В это же время И. Крамской создал портрет А. Грибоедова и Л. Толстого, Илья Репин – портрет М. Глинки. Также Третьяков выкупает портрет Н. Кукольника у вдовы поэта и прижизненный портрет Н. Гоголя — у художника Ф. Моллера.

Утро в сосновом лесу. 1889
В последующие годы собрание картин пополнилось работами художников-передвижников Николая Ге, Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Михаила Клодта, Константина Савицкого, Архипа Куинджи, Карла Гуна.
Стоит отметить, что при выборе картин, коллекционер основывался лишь на художественные критерии, не обращая внимания на их одобрение или неодобрение официальными властями. Так, для своей галереи он купил работу Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и Н. Ге «Милосердие», подвергавшихся критике имперских властей.
Большинство картин Третьяков покупал, но бывало и так, что художники или их родственники сами приносили в дар галерее свои лучшие работы.
После смерти коллекционера и мецената пополнять коллекция продолжили московские власти. За счет средств городского бюджета для галереи было приобретено немало шедевров мирового изобразительного искусства, в результате чего к 1917 году фонд Третьяковки составлял уже 4 тысячи единиц хранения.
В первые годы советской власти коллекция галереи значительно увеличивалась за счет экспонатов из других музеев и конфискованных частных коллекций.
Во время Великой Отечественной войны основные фонды Третьяковки были эвакуированы в Молотов и Новосибирск. Для этого понадобилось целых 17 эшелонов! При этом научная деятельность в галерее не прекращалась.
Сегодня Третьяковская галерея является центром по изучению искусства. Мнение ее работников и специалистов высоко ценится во всем мире, эксперты и реставраторы считаются одними из самых профессиональных в современном мире искусства. Художники, частные дарители, разнообразные организации и наследники приносят в дар замечательные работы, а значит, не завершена и история создания уникального собрания отечественных шедевров.
Фото и информация из открытых источников .