Посвящается 216 — летию со дня рождения французского тифлопедагога Луи Брайля (1809–1852 гг.)

Ежегодно 4 января, начиная с 2019 года, отмечается Всемирный день азбуки Брайля, учреждённый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2018 году. Этот день пропагандирует важность шрифта Брайля. Согласно статье 2 Конвенции о правах инвалидов, азбука Брайля является средством общения слепых и имеет большое значение в контексте образования, осуществления права на свободу выражения мнения и убеждений, доступа к информации и общения в письменном формате, а также для социальной интеграции слепых людей.
Создатель азбуки для слепых — Луи Брайль родился 4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре, в семье кожевенника. Несчастный случай в раннем детстве привёл к тому, что у мальчика развилось воспаление глаз, и вскоре он ослеп. Благодаря усилиям родителей, ребёнок получил образование. Отец Симон-Рене научил сына читать с помощью забитых в доску по очертанию букв гвоздей, а в деревенской школе, которую посещал мальчик, освоить алфавит ему помогли палочки. Маленький Луи достиг больших успехов в учебе.

В возрасте 10 лет Луи Брайль уехал из своей семьи в Королевский институт слепых в Париже, основанный Валентином Гаюи. В институте для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом, изобретённым Гаюи. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и система записи нот для слепых, так что методика преподавания была ориентирована в основном на восприятие информации на слух.
Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, поэому в 1828 г. после окончания учебы ему предложили остаться работать младшим учителем-репетитором. Он преподавал географию, алгебру и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан.
Еще во время учебы Луи обратил внимание на использовавшуюся в армии, изобретённую капитаном Шарлем Барбье систему кодирования литер, которую называли «ночным шрифтом». Эту систему внедряли для чтения в темноте на ощупь. Шрифт Барьбье был очень сложным и почти не использовался.
В 1824 году Луи Брайль создал альтернативный рельефно-линейному шрифту Гаюи вариант азбуки для слепых людей. В основе этой азбуки лежал тактильный рельефно-точечный шрифт. Врачи крайне негативно отнеслись к изобретению Брайля, и оно было отклонено.
Не смотря на это, шрифт Луи Брайля оказался удобным для слепых. Поэтому азбука получило широкое распространение по всему миру. Она, практически без изменений, используется в тифлопедагогике и в настоящее время.

Азбука Брайля – это тактильная система обозначения буквенных, цифровых, а также нотных и научных знаков, обозначаемая комбинациями из шести выпуклых точек. Её основным значением является обеспечение доступа слепым и слабовидящим людям к печатным материалам. Она позволяет им получать информацию, читать и писать наравне с другими. При помощи рельефно-точечного шрифта Брайля слепые и слабовидящие читают со скоростью лишь вдвое уступающей скорости чтения зрячих людей. Первую книгу по шрифту Брайля напечатали в 1837 году («История Франции»).
Азбука Брайля используется слепыми и слабовидящими людьми и для письма. Это письмо имеет свои особенности. Знаки пишутся методом прокалывания точек на обратной стороне листа справа-налево с тем, чтобы чтение было возможно в традиционной форме (слева-направо).
Шрифт Брайля адаптирован под множество языков мира, на нём напечатаны тысячи книг в разных странах. Адаптированный вариант рельефно-точечной азбуки для России впервые был предложен в 1861 году князем Денисом Михайловичем Оболенским (1844-1918), также потерявшем зрение ещё ребёнком. Однако он не получил распространения, а претерпел несколько редакций. Окончательный вариант, которым сегодня пользуются незрячие в нашей стране, создан в 1881 году тифлопедагогом Екатериной Трумберг.
Первая книга, напечатанная шрифтом Брайля, появилась в Росии в 1885 году: это сборник статей для детского чтения, изданный Анной Александровной Адлер (1856-1924).

В этом году исполняется 130 лет со дня создания первой российской типографии рельефно-точечного шрифта, открытой при Александро-Мариинском училище для слепых детей в Санкт-Петербурге в 1895 г. В 1898 году Попечительство о слепых начало издавать первый в России брайлевский журнал «Досуг слепых». Тираж составил 250 экземпляров.
В 1924 г. в СССР был создан журнал «Жизнь слепых», освещающий быт, трудовую деятельность и досуг незрячих и слабовидящих людей. С 1969 г. он стал называться «Наша жизнь».
Сегодня на территории Российской Федерации функционирует более 70 специализированных библиотек для слепых, а их совокупный книжный фонд составляет более 8,2 миллионов экземпляров. Благодаря изобретению Луи Брайля люди с нарушениями зрения могут пользоваться мировым художественным, литературным и научным наследием.
Российская государственная библиотека для слепых при сотрудничестве с региональными филиалами подготовила сборник, в котором представлены материалы об имеющихся в настоящее время в Российской Федерации национальных рельефно-точечных шрифтах по системе Брайля. Туда вошла информация о фонетической специфике национальных языков России.
В конце 19 века в США изобрели пишущую машинку Брайля. Это изобретение совершенствовалось и в 20 веке, к середине которого появились первые принтеры для тиснения шрифтом Брайля. К концу 20 века шрифт Брайля начал использоваться и в компьютерной технике, где появился Дисплей Брайля, – устройство вывода для отображения текстовой информации шрифтом Брайля. Со временем азбука Брайля была приспособлена под многие языки мира.

В наше время система Брайля адаптирована и используется даже для записи иероглифических и слоговых систем письма. Несмотря на стремительное развитие цифровых технологий, шрифт Брайля по-прежнему является основным средством обучения людей с нарушением зрения.
Поэтому азбука Брайля стала одним из важнейших изобретений и инструментов человечества, позволяющая получать доступ к произведениям мировой культуры и научным знаниям, реализовывать право на общение, свободу выражения своих мыслей. При помощи азбуки Брайля слепые и слабовидящие стали полноправными членами общества. Они активно участвуют в образовании, культуре, общественной жизни и преодолевают социальные барьеры на пути к развитию.
