«Не бойтесь рисковать в искусстве…» Посвящается 135-летию со дня рождения скульптора Веры Игнатьевны Мухиной

Портрет скульптора В. И. Мухиной работы М. В. Нестерова, 1940 г.

1 июля 2024 года исполняется 135 лет со дня рождения талантливого русского и советского скульптора — Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953).

Вера Мухина, ученица французского скульптора Бурделя, прославилась благодаря монументу «Рабочий и колхозница». Не смотря на царившее в 1930–40-е годы бытовое понимание реализма в искусстве, скульптор не боялась применять язык образов и символов.

Родилась Вера в Риге в семье известного коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина, человека состоятельного и влиятельного. В возрасте двух лет, девочка лишилась матери, скончавшейся от туберкулеза, и отец, боявшийся за здоровье детей, отвез семью в Крым. До 1904 года Мухины жили в Феодосии. Когда Вере исполнилось 15, не стало и отца.  Её и старшую сестру Марию взяли на воспитание богатые родственники, жившие в Курске. По окончании с отличием Мариинской гимназии, Вера с сестрой переехала в Москву. Здесь юная Вера Мухина начинает учиться живописи в студиях К. Ф. Юона, И. О. Дудина и И. И. Машкова.

Вера Мухина в детстве

В 1912 году с девушкой произошёл несчастный случай. Катаясь на санках с горы, она врезалась в дерево, сильно повредила лицо и почти лишилась носа. Её сразу отвезли в больницу,  где сделали несколько операций. «Живут и хуже», — сказала Вера, впервые сняв бинты.

Продолжать лечение она отправилась в Париж, где ей сделали пластику лица. Не смотря на это, лицо девушки стало грубым, черты — более мужественными, кроме того на лице остались шрамы. Ранее блиставшая на балах, кокетливая Вера стала жесткой и нелюдимой. Она решила не мечтать о замужестве, а полностью посвятить себя искусству.

В 1912—1914 годах будущий скульптор жила в Париже, где училась в частной студии Коларосси и при этом посещала Академию Гранд Шомьер, в которой обучалась у французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя (ученика гениального Родена). У Бурделя она научилась: «крепко схватывать форму», думать об объекте в целом, но уметь выделять нужные детали. Позже Мухина путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса.

В Москву Вера вернулась летом 1914 года, перед самым началом Первой мировой войны.

Решив, что во время войны искусство может подождать, она окончила курсы медсестёр, и поступила на работу в военный госпиталь. В это же время Вера знакомится с молодым врачом — Алексеем Андреевичем Замковым. Мухина вспоминала: «Это был молодой человек небольшого роста, кудрявый. Он тогда только что окончил университет. Потом он уехал на фронт добровольцем. И я его увидела только в 16-м году, когда его привезли умирающим от тифа». Вера выходила больного. Поженились молодые люди уже после Великой Октябрьской революции в 1918 году. У них родился сын, которого назвали Всеволодом.

А. Замков и В. Мухина с сыном

Сразу после революции в новой России был разработан «Ленинский план монументальной пропаганды», в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов.

Наряду с известными мастерами в программу активно включались молодые скульпторы, в числе которых была и Вера Мухина. Она участвует в конкурсах на создание скульптурных композиций «Освобождённый труд» «Революция», «Пламя революции» и других.

«Пламя революции», 1922 г.

Скульптурой в 1920-е годы зарабатывать на жизнь было сложно. И тогда, объединившись с подругами из мира моды и театра, Вера начала трудиться как художник-модельер.

В 1925 году она совместно с модельером Н. П. Ламановой получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи. Шляпы  были сделаны из рогожи, пояса и бусы были оформлены крашеным горохом, а пуговицы выточены из дерева. Платья украшал оригинальный орнамент, на котором красовался придуманный Мухиной «петушиный узор».

Альбом Н. Ламановой и В. Мухиной «Искусство в быту», 1925 г.

Но главным делом всей жизни для Веры Игнатьевны осталась скульптура. В 1927 году её работа «Крестьянка» была удостоена 1-й премии на выставке, посвящённой 10-летию Октябрьской революции, и была куплена Художественной галереей итальянского города Триеста. После Второй мировой войны, скульптура перешла в собственность музея Ватикана в Риме и сегодня хранится рядом с шедеврами Микеланджело.

«Крестьянка», 1927 г.

В семейной жизни в этот период не все было гладко. Муж Веры Игнатьевны — врач-эндокринолог Алексей Замков был талантливым ученым и изобрел первый гормональный препарат в СССР. Именно он стал прообразом профессора Преображенского в произведении М.А. Булгакова «Собачье Сердце».

Но затем Замков попал в немилость к партийным чиновникам. Был уволен из Института экспериментальной биологии. Стало понятно, что ареста не избежать. Алексей и Вера с сыном пытались уехать заграницу без разрешения властей. Их задержали.  В 1930 году Вера Мухина вместе с мужем и сыном Всеволодом оказались в ссылке в Воронеже. Благодаря заступничеству Максима Горького, им достаточно быстро удалось вернуться в Москву.

С семьёй Алексея Максимовича Горького Веру Мухину связывала многолетняя дружба. Когда в 1934 году погиб единственный сын писателя Максим Пешков, Горький обратился с просьбой к Мухиной о надгробном памятнике.

Еще один знаменитый памятник работы замечательного скульптора установлен на могиле известного оперного певца Леонида Собинова, который был её родственником, мужем двоюродной сестры.

Эта скульптура, навеяна оперой «Лоэнгрин» Вагнера, где Собинов исполнял главную партию. Мухина вспоминала: «У русских людей лебедь всегда являлся символом чистоты, а чище человека, чем Собинов, я не знала».

В 1936 году Вера Игнатьевна победила в конкурсе проектов скульптур для украшения Советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Работа Веры Игнатьевны Мухиной произвела настоящий фурор на Парижской выставке и вывела Мухину в ряды величайших скульпторов-монументалистов не только СССР, но и всего мира.

Монумент «Рабочий и колхозница», 1937 г.

Скульптура так понравилась парижанам, что они собирали подписи с просьбой оставить ее у себя. Ромен Роллан написал тогда в книге отзывов: «На берегу Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Советские власти просьбу парижан не удовлетворили. После окончания выставки статую вернули в Москву, где установили возле Северного, тогда главного входа на ВДНХ.

Художник-график Н.Н. Жуков писал о знаменитом монументе: «Скульптура в то время удивляла глаз зрителя своей динамичностью, подобно промчавшемуся мимо локомотиву. Динамизм этой вещи до сих пор не перекрыт ни в одном примере нашего современного искусства. Только приходится сожалеть, что она стоит сейчас возле ВДНХ на коротком постаменте, который, подобно сильным тормозам, сокращает ее экспрессию. Убежден, что как Давид Микеланджело был и остается примером величия таланта художника в веках, так и эта скульптура делает имя В. Мухиной бессмертным».

В 1947 году скульптура стала эмблемой «Мосфильма».

В 1988 году состояние монумента было признано аварийным, но реставрационные работы были начаты только в 2003.

В 2010 году монумент был снова открыт. Причем вместо низкого постамента, на который он был установлен ранее, воздвигли очень высокий.

За эту скульптурную композицию Вера Игнатьевна получила  Сталинскую премию первой степени. Она продолжала много и плодотворно работать.

В начале 40-х было запланировано строительство грандиозного стадиона в Лужниках. Для украшения центральной спортивной арены Вере Мухиной было поручено изготовить огромную скульптурную композицию «Брут, убивающий Цезаря». Для Брута она попросила позировать собственного мужа Алексея, обладавшего весьма выразительной внешностью.

Скульптуры В. Мухиной в Лужниках

Но строительство стадиона было остановлено, т.к. началась Великая Отечественная война, и композиция осталась незаконченной. Сегодня на территории спортивного комплекса есть две работы Мухиной. К сожалению, ни одна из работ, созданных мастером, начиная с  1938 года, не была установлена при её жизни.

В годы войны и послевоенное время Мухина создаёт галерею скульптурных портретов: полковников И. Л. Хижняка и Б. А. Юсупова, балерины Г. С. Улановой, хирурга Н. Н. Бурденко. 

Скульптурный портрет Галины Улановой

Овдовела Вера Игнатьевна в 1942 году. Памятник для могилы мужа на Новодевичьем кладбище она так же сделала собственноручно.

После ухода из жизни мужа, ее спасала от одиночества работа и новое творческое увлечение — стекло. С 1940 года скульптор сотрудничала с экспериментальным цехом при зеркальной фабрике в Ленинграде. По ее эскизам и ею же придуманным методикам стеклодувы создавали вазы, статуэтки и скульптурные портреты. Мухина разработала дизайн полулитровой пивной кружки для советского общепита. Легенда приписывает ей и авторство созданного для первых посудомоечных машин граненого стакана.

Скульптурный женский портрет из стекла

Умерла она в 1953 году от стенокардии.  Своё здоровье скульптор окончательно надорвала, занимаясь памятником  М. Горькому, лазая по лесам, окружавшим огромную скульптуру.

Памятник М. Горькому

Незадолго до смерти Вера Игнатьевна написала письмо Молотову В.М., которое стало её завещанием. Кроме личных просьб она просила Молотова: «Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет свое новое советское искусство».

Музеи имени Мухиной есть в Риге, в Феодосии. Постоянная выставка работает в ее мастерской на Пречистенке. Именем Веры Мухиной названы улицы, художественные школы и пароход.

Награды и звания В.И. Мухиной:

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)

Народный художник СССР (1943)

Сталинская премия первой степени (1941) — за скульптурную группу «Рабочий и колхозница» на ВСХВ (1937)

Сталинская премия второй степени (1943) — за скульптурные портреты полковников Б. А. Юсупова и И. Л. Хижняка (1942)

Сталинская премия первой степени (1946) — за скульптурный портрет академика А. Н. Крылова

Сталинская премия второй степени (1951) — за скульптурную группу «Требуем мира!» (с соавторами)

Сталинская премия первой степени (1952) — за памятник М. Горькому у Белорусского вокзала в Москве

Орден Трудового Красного Знамени (1938) — за успешную работу по постройке советского павильона на Международной выставке в Париже 1937 года

Орден «Знак Почёта» (1945)

Орден «За гражданские заслуги» (Болгария)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «В память 800-летия Москвы»


Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мухина,_Вера_Игнатьевна;

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *