Старинная хрестоматия «Живое слово». Ко Дню учителя медиазнакомство с интересным экспонатом.

В экспозиции Дома-музея Н.Н. Жукова хранится очень интересный экспонат – старинная хрестоматия «Живое слово», 3-я часть. Именно по этому учебнику в школьные годы учился Николай Николаевич Жуков. Время приезда семьи Жуковых в Елец совпало с революционными событиями, поэтому в школу юный Коля Жуков пошел в 1919 году ( ему было уже 10 лет), успешно выдержал экзамен и его приняли в 3-й класс школы (ныне СОШ № 1 им.М.М.Пришвина). Поэтому можно смело сказать, что перед нами первый школьный учебник Николая Жукова, который он хранил всю жизнь.

Хрестоматия «Живое слово» составлена директором Тенишевского училища А.Я. Острогорским для изучения родного языка.   По замыслу автора она должна была состоять из трех частей, рассчитанных на первые три класса средней общеобразовательной школы. В хрестоматию были включены народные сказки, лучшие произведения русской классической литературы, доступные маленькому ребенку по возрасту и развитию, способные «возбудить в нем добрые чувства».

Все тексты «Живого Слова» представляют собой законченные оригинальные  произведения без сокращений и упрощения. А.Я. Острогорский, отказавшись от адаптации, включил в свой учебник большое количество словарных упражнений, которые могли помочь детям осознать жизнь и смысл слова в конкретных речевых ситуациях.

Обычно в пояснениях слово толкуется в том смысле, в каком употреблено в данном контексте. А.Я. Острогорский применял комплексный подход. Пояснение лексического значения слова в конкретном художественном тексте не сужало, но, напротив, расширяло и углубляло значение, смысл слова – причем расширяло за счет других художественных смыслов: Загребать – 1, сгребать, собирать что-нибудь въ кучу. Бѣлка камешки грызетъ, мечетъ золото и въ груды загребаетъ изумруды (Пушкинъ «Сказка о царѣ Салтанѣ»). – «Алешенька роду поповскаго, поповскiе глаза завидущiе, поповскiя руки загребущiя» (Былина «Илья Муромецъ»). – Что значитъ: загребать деньги лопатой и чужими руками жаръ загребать?; 2, грести весломъ. Не загребай такъ глубоко.

Читая эти пояснения, учащиеся узнавали, как одни и те же слова играют смыслами в произведениях разных авторов.

Хрестоматия изящно и красиво оформлена: её иллюстрировали лучшие художники того времени – А. Бенуа, И. Билибин, М. Добужинский, В. Замирайло, Д. Кардовский, Б. Кустодиев, С. Чехонин и др., поскольку «составитель стремился дать такую книгу, которая и своим внешним видом воспитывала бы в учащихся чувство прекрасного».

Две первые части «Живого Слова» были встречены публикой благосклонно и быстро нашли себе широкое распространение. Острогорский, удовлетворенный их успехом, всецело посвятил себя работе над третьей частью «Живого Слова», но до выхода в свет последней части своей книги не дожил. Именно третья часть представлена в экспозиции мемориальной комнаты музея. Это еще и очень ценный мемориальный экспонат.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *