Открытки и конверты с рисунками Н.Н. Жукова

Открытки и почтовые конверты были главными атрибутами почтовой связи на протяжении многих десятилетий.

Первые привычного для нас вида конверты появились в Англии в 1820 году. Что касается открытых писем — именно так открытки сначала назывались, то они не имеют одной, точно определенной даты появления и страны происхождения. Чаще всего днем рождения открытки называют 1 октября 1869 года. Именно в этот день первые почтовые карточки появились в продаже на Венском почтамте. Сначала, боясь любопытных глаз, многие избегали пользоваться открытыми письмами, но постепенно все к ним привыкли, и они начали свое путешествие по миру.

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Они не были иллюстрированными — на первом этапе развития их главной задачей была передача информации. Одна их сторона предназначалась для написания адреса, вторая — для сообщения. Причина отсутствия иллюстраций на первых открытых письмах заключалась в монопольном праве почтового ведомства  на их выпуск. Лишь после того как в 1894 г. было разрешено и частным лицам выпускать бланки открытых писем, началась новая ступень в истории их развития. Бланки, выпускаемые почтовым ведомством, стали использоваться в основном для деловой переписки, а на иллюстрированных карточках велась переписка частного характера. 

На первом же этапе становления открытых писем как графического направления в искусстве и дизайне был заявлен их высочайший художественный уровень. Они выпускались на самые разные тематики, а издатели большое внимание обращали на возможность посредством их реализовывать свою просветительскую деятельность, поэтому на открытых письмах часто воспроизводились широко известные полотна отечественных и зарубежных художников.

Некоторые художники стали целенаправленно работать в данной области прикладной графики, демонстрируя понимание специфики самого жанра. Среди художников, внесших значительный вклад в развитие открытых писем, — Л. С. Бакст, А. Н Бенуа, И. Я. Билибин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. К. Рерих, М. В. Добужинский, Е. М. Бём, С. С. Соломко. Их работы отличались высоким художественным вкусом, качественным исполнением, внимательным отношением к деталям.

Практика воспроизведения на открытках работ художников была продолжена уже в советское время. Николай Николаевич Жуков — один из тех художников, чьё творчество широко использовалось издательствами для оформления печатной продукции. Ведущие темы его творчества — военная, ленинская и детская — давали богатый материал для этих произведений печатной графики.

Рисунки Н.Н. Жукова начинают печататься на открытках в годы Великой Отечественной войны. Открытки этого периода, с одной стороны, были важнейшим средством художественной пропаганды, которые демонстрировали самые актуальные лозунги и яркие призывы, поднимали боевой дух солдат, укрепляли их веру в победу.

С другой стороны, открытки являлись средством общения для разделённых войной людей, передавая их слова и чувства друг к другу. Они приносили долгожданные весточки с фронта, а солдатам доставляли вести из далёкого родного дома. 

Оказавшийся на войне с первого её дня, видевший трагедию происходящего на фронте и в тылу, знавший горечь поражений и радость побед, Н. Н. Жуков своими рисунками прежде всего утверждал тему подвига всего народа и простого советского солдата в условиях войны. Главным для него было изображение человека на войне, поэтому созданные им образы очень народны.

Одним из самых распространённых сюжетов открыток периода Великой Отечественной войны было изображение военных эпизодов.


Тяжёлые минуты прощания с боевыми друзьями, ужасы и разрушения, которые принесли на советскую землю фашисты — всему этому Н.Н. Жуков сам был свидетелем, поэтому настолько реалистичны и пронзительны его военные рисунки и изданные по ним открытки.

Открытки периода Великой Отечественной войны позволяют видеть, как выглядели рядовые солдаты и те, чьи имена вошли в историю.

Открытки с портретами Героев Советского Союза, с изображением и описанием их военных подвигов играли роль источника информации, предназначенной для распространения среди солдат и офицеров Красной Армии, а также среди мирного населения.


Огромными тиражами издавались открытки по плакатам Н.Н. Жукова. Плакаты во время войны наряду со средствами массовой информации являлись действенными средствами агитации. Они выпускались огромными тиражами, распространялись по всей стране и превосходили по силе воздействия тысячи самых строгих приказов и агитационных речей. Открытки позволяли репродуцировать плакаты массовыми тиражами, что сыграло большую роль в их распространении.

Военные открытки уступали в полиграфическом отношении довоенным изданиям. Было много одноцветных открыток. Часто художники работали только с двумя цветами — черным и красным. Красный цвет ассоциировался с цветом знамени, цветом победы.

В послевоенное время одной их самых распространённых тем в оформлении открыток оставалась историко-революционная тема. Н.Н. Жуков начал работать в ней в конце 30-х, проиллюстрировав книгу «Воспоминания о Марксе». А в 1940 году издательством «Искусство» был выпущен набор открыток — репродукций с рисунков, сделанных художником для этой книги.


Своё продолжение историко-революционная тема нашла уже в работе Н.Н. Жукова над образом В.И. Ленина. Художник работал в ленинской теме на протяжении 30 лет и вкладывал в неё весь свой талант и мастерство. Сотни рисунков, отображающих вождя в разные периоды жизни, были созданы за это время, и многие из них послужили для оформления открыток и конвертов. В наборы открыток по рисункам Н.Н. Жукова на ленинскую тему входили лучшие графические листы этой серии. В них автор рисовал свой, простой и обаятельный, образ вождя.

Распространенным изобразительным мотивом для открыток в советское время была детская тема. Н.Н. Жуков — большой мастер детского портрета. Галерея созданных им детских образов поражает не только своим  объемом, а прежде всего теплотой и душевностью. Его рисунки детей подсказаны в каждом отдельном случае конкретной натурой, но в них прослеживаются типичные занятия и увлечения детей самого разного возраста, они безупречно верно передают детские эмоции и движение мысли. Десятки жуковских рисунков, отображающих детей, украшали конверты и открытки в советское время.

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v80), quality = 80

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *