Всемирный день почты отмечается ежегодно 9 октября. В этот день в 1874 году в столице Швейцарии Берне была основана главная международная почтовая организация – Всемирный почтовый союз (ВПС). На Конгрессе ВПС, проходившем в Токио (Япония) в 1969 году, было принято решение отмечать эту дату как Всемирный день почты.
Можно много говорить об особенностях работы почты на протяжении всей истории её существования и её неотъемлемых атрибутах, таких как письма, марки, бандероли, посылки, переводы и многое другое. Речь пойдёт об особом виде почтовой корреспонденции – открытках или открытых письмах. И о том, какова связь между этим видом почтовой корреспонденции и творчеством Н.Н.Жукова.
Итак, открытка — особый вид почтовой карточки для открытого письма, т.е. без конверта. И, именно так она вначале и называлась – «открытое письмо». В конце XIX — начале XX века открытка именовалась «артистической карточкой». Имелось ввиду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками.
Что же представляет собой открытка на протяжение многих десятилетий и как она видоизменялась? На её лицевой стороне имеется какое-либо полноформатное (занимающее всю площадь) изображение, а обратная часть предназначена для написания сообщения и адресов получателя и отправителя, а также для наклеивания почтовой марки. Часто марка печаталась непосредственно на открытке, а почтовый сбор включался в цену последней при продаже.
Открытка может быть и не почтовой. В этом случае на ней нет почтовой марки и под адрес не предусмотрено место; это карточка из плотной бумаги или картона размером с обычное письмо с художественным изображением. Картинка, как правило, яркая, живописная, призванная улучшить настроение того человека, которому она предназначена. С точки зрения художественной ценности открытки могут быть настоящими произведениями искусства или просто содержать что-нибудь веселое, симпатичное, трогательное и т.д.
Но в любом случае изображение на открытке второстепенно, ведь адресату гораздо более важен сам текст, само послание. Хотят создатели открыток того или нет, но открытка все равно несет в себе скрытый сколок эпохи, рассказывая через столетия о вкусах, пристрастиях, эстетике, технологиях и государственном строе. Открытые письма не имеют одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла привычный для нас вид. Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями. Да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, пусть и мало распространенным при причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.
Коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Во Франции, Англии, Шотландии, Китае? Был ли это 17, 18, 19 век или это было много раньше? Многие страны претендуют на то, чтобы называться родоначальниками открытого письма. И, надо сказать, каждая из версий имеет право на существование. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда «Парижский почтовый альманах» поместил сообщение о том, что «по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого». Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли.
История открытки по-французски. Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны (1870-1871). Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия, насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в продажу. А многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Случайно ему попались листы, на которых были изображены солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив ею открытки. Надпись на ней гласила: «Souvenir de la defense nationale» (Память о национальной обороне). Возможно, что именно так началась история создания открытки.
Английская версия появления открытки. Впрочем, у англичан есть свой взгляд на историю открытки – они считают, что первая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Карточку с изображением зимнего пейзажа и семьи возле елки нарисовал художник Уильям Чарльз Добсон, а затем подарил ее своему другу. А вот первая печатная поздравительная открытка была сделана в 1840-м году по заказу сэра Генри Коула в Лондоне. Чтобы поздравить своих многочисленных родственников с Рождеством он просто заказал 1000 карточек, на которых была изображена большая семья за праздничным столом, с надписью: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!». Поэтому с полным основанием можно считать, что история открытки началась именно с рисованной рождественской открытки выполненной в 1794 году.
Что говорят китайцы о появлении первых открыток. Однако, и у китайцев есть своя версия истории возникновения открытки. Они тоже претендуют на первооткрывателей в данной сфере. Согласно их версии открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно древнекитайскому этикету, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику.
Германия и первые открытки. Достоверно сохранилась история возникновения открытых писем в Германии. На германской почтовой конференции, проходившей ещё в ноябре 1865 года, прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый «почтовый листок», где одна сторона предназначена для адреса, а другая – для текста. Однако это предложение было отвергнуто. Через два года возникли еще два подобных проекта. Один — от лейпцигского продавца книг Фридлейна, просившего у почтового ведомства разрешения издать «универсальную корреспондентскую карточку», второй вариант принадлежал лейпцигской фирме «Пардубиц», рекомендовавшей почтовым чиновникам выпустить «универсальную корреспонденцкарту», на одной стороне которой располагался адрес, а на другой предполагалось разместить тридцать фраз, среди которых были различные поздравления, слова соболезнования, краткие извещения. Из всего этого человек мог выбрать нужный вариант текста, а все остальное зачеркнуть. Причина такого интереса к почтовым карточкам в Германии была вполне практическая. Эти карточки как печатные произведения оплачивались не по дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе, поскольку они не являлись письмом. Впрочем, эти проекты по вполне понятной причине долго не находили взаимопонимания со стороны почтовых работников – терять прибыль почтовики не хотели.
Продолжилась история уже в Австро-Венгрии. В январе 1869 года профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об изобретенной им «корреспондентской карточке». Она была сделана из плотной бумаги, на ней присутствовали линейки для написания адреса и герб Австро-Венгрии. Автор этого варианта предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и подпись. Это предложение было принято правительством, исключая ограничение текста, поскольку для подсчета слов необходимо было содержать значительное число почтовых служащих. Таким образом, 1октября 1869 года была выпущена «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Это была первая почтовая открытка.
Сначала, боясь любопытных глаз, многие частные лица и особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу публика к ним привыкла, и открытки получают все более широкое распространение, начав свое путешествие по миру. В 1871 году их стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, в 1873 — Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, в 1874 — Италия.
Но, на самом деле, самой старой художественной открыткой в мире считается открытка, посланная Теодором Хуком из Фулхэма, Лондон, Великобритания самому себе в 1840. На иллюстрации, раскрашенной вручную (т.е. она не была печатная почтовая) — цветная карикатура писцов Почтового отделения, усаженных вокруг огромной чернильницы. Открытка является также самой дорогой (31,750 фунтов стерлингов), она была продана в марте 2002 коллекционеру Евгению Гомбергу из Риги на Лондонском аукционе. Это единственная открытка, имеющая черную пенсовую марку. Прежде, чем эта открытка была обнаружена, считалось, что открытки произошли в Австрии, Германии, Франции или даже США в 1860-ых.
Открытки в России. Какова же судьба открыток в России. В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать». Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает».
Российские открытки были разного цвета. Самые ранние — серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные – черные (серо-белые), которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые — для отправки внутри города и зеленые — иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать «бланки открытых писем частного изготовления» – это стало важной ступенью в истории развития российской открытки. До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.
Год выпуска первой иллюстрированной открытки на территории нашей страны определен лишь условно. Вначале год издания на открытках проставлялся очень редко, поэтому приходится ориентироваться в основном по почтовому штемпелю. Еще недавно первыми иллюстрированными почтовыми карточками у нас в стране считалась серия открыток с видами Москвы, изданная фирмой «Торговый дом Закс и Яррес в Москве», с надписью «Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 г.». Впервые их обнаружил и описал в книге «В поисках необычного» (1962) известный ленинградский коллекционер Николай Спиридонович Тагрин. Но вот после длительных поисков коллекционеры и исследователи открытки нашли почтовую карточку с видом Риги рижского же издательства «Оттомар Грюнвальд и Ко» датированную 9 августа 1894 года.
Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать «Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны», более известный под названием «Община святой Евгении». Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Покровительницей комитета была Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка Николая I. В ее честь и была названа община. Она тратила немалые личные средства на благотворительность, находились и другие щедрые дарители. Чтобы получить дополнительные деньги, община приступила к издательской деятельности, в том числе и к производству иллюстрированных открыток.
Издательской группой Общины святой Евгении первые открытки были выпущены в 1898 году. На открытках выпускаемых общиной были размещены репродукции произведений отечественных мастеров, причем художников первого ряда, лучших, чьи имена были на слуху и воспринимались с большим энтузиазмом. Большое место в деятельности издательства играла реклама. Журналы тех лет пестрили объявлениями об изданиях Общины. При этом в них всегда указывались имена художников, чьи карточки с рисунками выпущены в продажу, не забывалась и благотворительность, т.к. присутствовала информация о том, в пользу какого проекта собираются деньги. Все это говорит о высокой культуре работы, об издательском профессионализме.
В конце XIX века рынок начали завоевывать видовые открытки, где в отличие от художественных, в качестве иллюстраций использовались фотографии городов, населенных пунктов, природных ландшафтов, памятников архитектуры и других объектов. Интерес к внутреннему туризму и краеведению способствовал созданию почтовых открыток с достопримечательностями совсем маленьких, не очевидных для путешественника городков. Такие открытки быстро обрели популярность — ведь они стали не просто средством почтовой связи, но и отличной рекламой, и приятным сувениром. Быстрый рост городов, возрастающий интерес к памятникам старины и увлечение путешествиями способствовали широкому распространению видовой открытки в конце XIX века. Находясь в городах, на курортах или проезжая их, путешественники отправляли оттуда открытку с видом этого места и несколькими словами о себе. Это было очень удобно, познавательно и модно.
Сформировался даже особый жанр открытки, так называемый Грюсс. Хитом конца XIX — начала XX века в Европе, Америке, а затем и в Российской империи стала видовая открытка мультивью-грюсс, содержавшая несколько изображений городских достопримечательностей и незамысловатое послание «С приветом из…». Жанр зародился в Германии, затем распространился в Европе. Это были яркие карточки, сочетавшие в себе фотографические изображения с элементами графического дизайна.
Популярный шаблон тех лет — фотографии примечательных городских пейзажей, расположенные на крыльях рисованной бабочки. И не просто бабочки, а женщины-бабочки. Стилизованная под бабочку дама была типичным приемом художников и дизайнеров долгое время. Такие карточки-бабочки, выполненные словно под копирку, летели с сердечным приветом адресатам по всему миру.
В настоящее время невозможно переоценить значение документальных открыток с видами городов конца XIX – начала XX веков. Благодаря моде начала прошлого века современные краеведы могут восстановить облик городов и населенных пунктов. Сейчас, когда облик городов полностью изменился, именно фотооткрытки могут дать представление о градостроительстве и планировке городов, об особенностях архитектуры, о быте и облике горожан того времени. «Золотой век» открытки в России продлился ровно два десятилетия до Октябрьской революции, после чего открытка была названа «буржуазным предрассудком» и выпуск открыток практически прекратился. Хотя надо признать, что со временем их производство вновь началось.
Особым этапом в истории открыток стал период Великой отечественной войны. Да-да, в годы войны открытки выпускались в достаточно больших количествах, но их художественная составляющая служила целям патриотического воспитания и укрепления нравственных основ личности советского народа, боевого духа людей, солдат; терпения и выносливости всей нации. В тяжёлые годы ВОВ открытка служила мостиком между жизнью и смертью. Она приносила весточку с фронта. Открытка подбадривала солдат и сообщала вести из такого далёкого, такого родного дома. Именно в годы ВОВ на открытках начинают печататься произведения талантливого графика Н.Н.Жукова. Что же мы видим на открытках военных лет изданных по работам Жукова? В первую очередь всё то, с чем он сталкивался каждый день своей фронтовой жизни. Человек оказавшийся на войне с первого её дня в своих фронтовых произведениях, конечно же, воспевал подвиг нашего народа и простого советского солдата, который ежедневно, как само собой разумеющееся, совершал героические поступки как естественное выполнение своего гражданского долга. На этих открытках: мгновения нелёгкой солдатской службы, жизнь солдат в минуты затишья, деятельность партизанских бригад, минуты прощания с боевыми друзьями, ужасы и разрушения, которые принесли на нашу землю фашистские орды.
Такие открытые письма представлены в экспозиции Дома-музея Н.Н.Жукова, приходите! Вы сможете их увидеть!