Образ Ленина в советском искусстве

В апреле этого года исполнилось 150 лет со дня рождения В.И. Ленина. Долгие годы ленинская тема была в центре внимания писателей, художников, скульпторов, композиторов и  других представителей искусства. Форма непрерывной репрезентации образа Ленина в искусстве получила название ленинианы. В России, наверное,  нет ни одного населенного пункта, где не сохранилось бы её материальное наследие. Лениниана воспринимается в настоящем времени как технология культа Ленина и как ставшее самостоятельным культурное явление.

Воплощение образа Ленина в произведениях искусства имеет свою историю. Мастера рисунка первыми обратились к этой теме, и в набросках, выполненных с натуры, стремились помимо внешнего сходства уловить характерные черты, наиболее типическое выражение лица. Уловить жизнь – основная задача наброска. Известно более пятисот зарисовок, где запечатлён Ленин за работой – на заседаниях, пишущий, беседующий, слушающий докладчиков. Все эти натурные зарисовки, более или менее удачные, представляют неоценимые исторические и художественные документы.

Они разнятся по творческому почерку художников, манере решения темы, талантливости, глубине проникновения в образ, правдивости и жизненности. Одни наброски фиксируют лишь движения  Владимира Ильича, поворот головы, точные линии лба, носа, подбородка, другие пытаются проникнуть в образ Ленина, отобразить его человеческие качества, движения мысли на лице, зафиксировать на бумаге характерные ленинские позы и жесты. С самого начала Ленин должен был предстать не только как сильная личность, последовательно двигавшаяся по пути Революции, но и как обычный человек, близкий и понятный людям.

Ленин не позировал художникам, приходилось создавать его живой, непосредственный облик из разных поз, движений, проявлений мимики, или пользоваться теми моментами, когда Владимир Ильич в течение какого-то времени был занят одним делом, поэтому сохранял относительно статичное положение: разговаривал по телефону, подписывал бумаги, просматривал почту, читал. В кабинете Ленина и во время его выступлений в разных местах рисовали такие художники как Г.Д. Алексеев, Н.И. Альтман, Н.А. Андреев, Ф.А. Малявин, И.К. Пархоменко, И. А. Гринман, И.И. Бродский, А.Н. Козлов, Г.С. Верейский и другие. Работа этих художников стала первым этапом в создании ленинианы.

Сразу после смерти Ленина был поднят вопрос об увековечивании его образа, который для всех грядущих поколений должен был стать напоминанием и призывом к борьбе и окончательной победе коммунизма. С уходом из жизни конкретного человека – создателя партии и идеолога Советского государства появился образ человека-борца за правду, человека-друга, человека-примера для всех, кто будет продолжать его дело, соответствовать ему,  каждый свой поступок соотносить с его именем. Личность вождя постепенно мифологизировалась, он представлялся совершенным, исключительным, сверхгениальным человеком, а его визуальный образ начал массово внедряться на всем советском пространстве.

Дискуссии о том, каким должен быть монументальный образ Ленина, велись на протяжении всего 1924 г. Первоначально ставка делалась на максимальную аутентичность, приближенность к оригиналу. Поэтому рисунки Г.Д. Алексеева, А.И. Альтмана,Н.А. Андреева, И.И. Бродского, Ф.А. Малявина, И.К. Пархоменко, Л.О. Пастернака, Н.П. Ульянова, К.Ф. Юона заметно выделяются из всей последующей ленинианы своей неканоничностью, естественными чертами. Впоследствии визуальная лениниана стала функционировать по принципу соревновательной игры: кто в заданных идеологических условиях более ярко покажет любимого вождя. Правда и достоверность часто оказывались вторичными.

Л.О. Пастернак «В.И. Ленин», 1921
И.И. Бродский «В.И. Ленин», 1920
Г.С. Верейский «В.И. Ленин», 1920
А.И. Альтман «В.И. Ленин», 1920
Н.А.Андреев «В.И. Ленин»
И.И. Бродский «Ленин на фоне Кремля», 1924

Специально созданная комиссия уже в феврале 1924 г. рассмотрела более пятисот скульптурных, живописных и графических работ, посвящённых Ленину. Большинство из них были признаны неудовлетворительными и лишь несколько хорошими, и рекомендованными к массовому распространению.  За следующие два года комиссией была проделана огромная работа по сбору, рассмотрению и утверждению сотен произведений живописи, скульптуры, графики, изделий народного творчества, значков, марок, плакатов. Таким образом, лениниана обрела основные принципы и подходы в 1924-1925 гг.  

И.Д. Шадр «В.И. Ленин», 1924
Г.Д. Алексеев. Скульптура «Призывающий вождь» ,1924
В.В. Козлов «Памятник Ленину», 1927
Н.А. Андреев «В.И. Ленин», 1930

В 30-е годы широкое распространение в художественных произведениях получили темы, которые в последующие годы лежали в основе ленинианы: «Ленин и история», «Ленин-оратор», «Ленин-собеседник», «Ленин-писатель», «Ленин и семья», «Ленин и соратники», «Ленин  и рабочие, «Ленин и матросы», «Ленин и дети» и т.п.  В это десятилетие был выполнен ряд живописных полотен художниками А.М. Герасимовым, А,А. Рыловым, М.Г. Соколовым, А.В. Морановым, И. Э. Грабарем. В своём творчестве они шли, преломляя накопленный предшественниками опыт, создавая новые композиции, обогащавшие лениниану.

А.М. Герасимов «Ленин на трибуне», 1930
И. Э. Грабарь «Ленин у прямого провода»
А.А. Рылов «Ленин в Разливе», 1934

К концу 1930-х годов визуальная лениниана развернулась во всю силу, и количество форм с изображением Ленина уже не поддавалось подсчёту: массово тиражировались малые и крупные скульптурные формы, фотографии, барельефы, фрески, восковые фигуры, значки, марки, открытки, вымпелы трудовых коллективов и т.п. Визуальная лениниана часто функционировала по принципу соревновательной игры: кто в заданных идеологических условиях более ярко покажет образ любимого вождя.

В годы Великой Отечественной войны лениниана продолжала развиваться, несмотря на то, что художники вместе со своим народом встали на защиту Отечества. Одни делали это с оружием в руках, оружием других становилось их профессиональное мастерство: они служили во фронтовых газетах, работали корреспондентами в центральных изданиях, ездили по фронтам в творческие командировки, создавая художественную летопись страшных военных лет, занимались созданием агитационных материалов в виде военных плакатов и листовок, подготавливали иллюстрации к книгам, рассказывающим о подвигах советского народа на фронте и в тылу.

Именно во время Великой Отечественной войны обратился к ленинской теме и Н.Н. Жуков. Ещё в 1941 году на Калининском фронте он говорил о своём желании  воссоздать образ Ленина. «Вот довоюем, воткнём красный флаг где-нибудь в центре Берлина, и возьмусь я за эту тему, как следует возьмусь», —  обещал художник. Это произошло намного раньше, в разгар войны. В 1943 году художник подготовил первые композиции, положившие начало большому ленинскому циклу, и с тех пор, по сути, не прекращал работы над ним, дополняя всё новыми рисунками.

Предлагаем вам познакомиться с некоторыми работами художника из цикла «лениниана».

Н.Н. Жуков «Ленин в разливе»
Н.Н. Жуков «Говорит Ленин»
Н.Н. Жуков «Вести с фронта»
Н.Н. Жуков «Лёд тронулся»
Н.Н. Жуков «Выступление В.И. Ленина»
Н.Н. Жуков «Разговор по душам»
Н.Н. Жуков «Пора»
Н.Н. Жуков «В подполье»
Н.Н. Жуков «Ильич»
Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *