«Кто скрывается под маской?». Посвящается Дню театра.

Всех работников театра и всех благодарных зрителей этого таинства поздравляем с Международным Днем театра!!!
Международный день театра отмечают с 1961 года. 27 марта по всему миру проходят театральные фестивали, организуются тематические выставки и праздничные постановки. В России каждый год проводится акция «День театра». В этот день показывают премьерные спектакли, вручают премии, приглашают зрителей встретиться с актерами и заглянуть за кулисы. Мы с вами отправляемся в виртуальное путешествие по Италии, откуда берёт своё начало театр Дель Арте. Вместе с художником Николаем Жуковым пройдемся по улицам и площадям этой знойной страны.

         Жуков относился к тем художникам, которые не могли усидеть на месте. Много ездил по городам и весям родной страны, часто выезжал за рубеж: редко как простой турист, а в основном как деятель искусства. Начиная с 1952 года, он ежегодно командировался в составе делегации деятелей Советской культуры в разные страны. Он был в Германии, Финляндии, Чехословакии, Италии, Англии, Польше, Норвегии, на Кубе, в Китае и многих других странах. Знакомиться с миром ему позволяла работа в  «Союзе советских обществ дружбы». Очень дорогим местом для Жукова стала Италия,  у него была с ней особая связь, особые отношения, продлившиеся не одно десятилетие.

Жуков говорил, что Италия  —  обетованная страна для художников. В Италии можно рисовать всё: удивительные пейзажи, подаренные этому краю самой природой, улицы и площади городов, старинные дворики, архитектурные памятники, да и просто случайных прохожих, многие из которых являются крайне колоритными натурами. Всё вокруг как бы кричит: «Нарисуй меня!»

Первая поездка в Италию состоялась в  августе 1956 г. Это была двухнедельная туристическая поездка. Он посетил Рим, Милан, Флоренцию и Венецию – жемчужины Италии. Впечатлений было так много, а времени так мало, что при воспоминаниях об этих сказочных городах и днях Жуков только вздыхал, как о мелькнувшем сне, растворившемся в дымке времени. Конечно, он рисовал во время этой поездки, но это были небольшие зарисовки порой схематического характера, на которых мы можем увидеть различные моменты жизни итальянских городов. И, надо сказать, именно из таких рисунков складывался неповторимый и очень живой образ Италии.

Много зарисовок было сделано в итальянских городах. Наблюдательность художника, замечающего все детали окружающей жизни, здесь смогла проявиться особенно полно. Рим и Флоренция, с их разноязычной живописной толпой, с классическими памятниками искусства, с присущей этим городам особой связью жизни населения с улицей, давали интереснейший материал для рисунков. То это обрамлённая со всех сторон скульптурными изваяниями площадь Синьории во Флоренции, в углу которой терпеливо-выжидающе стоят извозчичьи фаэтоны.

В другом случае – развеселившая глаз художника сценка в музее: забавно маленьким оказался человек перед мраморной статуей Давида. Он так и перенёс это изображение в рисунок «У истоков искусства», уместив на листе только гигантскую ступню ноги статуи и ошеломлённо застывшую в созерцании её фигуру туриста.

Почему же Италия производит такое сильное впечатление на людей её посетивших? Что же их так завораживает и заставляет влюбиться навсегда? Скорее всего, архитектурные и художественные жемчужины этой страны. Если собрать все достопримечательности Европы воедино, то с уверенностью можно сказать, что больше половины культурных и исторических ценностей приходится на долю Италии. Практически каждый итальянский город представляет собой настоящий музей истории под открытым небом.  Каждый уголок Италии – это уже достопримечательность: будь то наследие древних римлян, величественное наследие эпохи Ренессанса или живописные места, подаренные этому краю самой природой.

Итак, Великолепная Италия… Как много интересного она хранит…

До сих пор в современной Италии живо искусство театральной культуры итальянского Возрождения — Комедия Дель арте или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра. Спектакли Дель арте создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.
Комедия масок – импровизационный уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 в. и, по сути, сформировавший первый в истории профессиональный театр. 

Каждый персонаж имел свою маску характер и настоящую маску, часть костюма. Последняя указывала на особые качества героя: профессиональную принадлежность (доктор, философ — обязательно в очках), социальный тип (хозяин, купец, иностранец). Маски, изготовленные из материи или папье-маше, обычно закрывали лицо до половины. Актёр, один раз выбрав героя, как правило, оставался верен ему на протяжении всей жизни на сцене. Спектакли, заразительные и трогательные, мастерски разыгрывались. У публики все челюсти болели от смеха.

Основой спектакля в комедии дель арте является сценарий (или канва), — это очень краткое изложение по эпизодам сюжета с подробным описанием действующих лиц, порядка выхода на сцену, действий актёров, основных лацци и предметов реквизита. Большинство сценариев представляют собой переделку существующих комедий, рассказов и новелл для нужд отдельно взятой труппы (со своим набором масок), наскоро набросанный текст, вывешиваемый за кулисами на время спектакля. Сценарий, как правило, комедийного характера, но это может быть и трагедия, и трагикомедия, и пастораль (в сборнике сценариев Фламинио Скала, которые играла на сцене труппа «Джелози» присутствуют трагедии; известно также, что странствующая по французской провинции труппа Мольера-Дюфрена иногда играла трагедии.

В представлениях комедии масок были свои правила:

Спектакль начинается и заканчивается парадом с участием всех актёров, с музыкой, танцем, с лацци (буффонными трюками) и дурачествами.  В перерывах между актами исполнялись  интермедии.  Действие ограничено во времени (сутки). Схема сюжета — молодые влюблённые, счастью которых мешают старики, благодаря помощи ловких слуг преодолевают все преграды.

 Для декораций требовалось обозначить улицу, площадь, два дома в глубине, между которыми натягивался задник.Актеры всегда были темпераментными, а представление — очень красочным, с шутками, танцами, зачастую драками.

На сцене комедии дель арте действовали десятки масок. Но главными оставались четыре — так называемый квартет. На севере и юге Италии сложились разные квартеты. В северный (венецианский) входили Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин, южный (неаполитанский) составляли Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. В игре неаполитанских масок, энергичных и шумных, было много смешных моментов, шутовства, трюков, не относящихся к содержанию сценок; северные маски более солидны и сдержанны, а в некоторых сюжетах даже драматичны. Венецианские маски часто использовались и позже — вплоть до наших дней. Итальянские маски стали прообразами произведений Ж.-Б. Мольера, К. Гоцци, К. Гольдони, А. П. Сумароков, А. Блок.

А.Блок «Балаганчик»

Вот открыт балаганчик

Для веселых и славных детей,

Смотрят девочка и мальчик

На дам, королей и чертей.

И звучит эта адская музыка,

Завывает унылый смычок.

Страшный черт ухватил карапузика,

И стекает клюквенный сок…

Комедия дель арте насчитывает более ста масок, но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. Можно выделить основные группы масок:

Слуги Дзанни (Бригелла и Арлекин), Коломбина (Серветта);

 Господа (Сеньор Панталоне, Доктор, Капитан, Тарталья);

 Влюбленные

Душой комедий стали маски дзанни, т. е. слуги. Дзанни — искаженное имя Джованни, распространенное в Италии. В северном квартете слуги – Бригелла и Арлекин.

Бригелла — хитрый, злой, разговорчивый. Он расчётлив и из всех проделок извлекает пользу; умеет интриговать, водить за нос и надувать. Бригелла – большой любитель денег и дамский угодник. Его костюм – это белый камзол и штаны того же цвета, украшенные поперечными зелеными полосками. Часто имеет при себе гитару.

Арлекин — дзанни богатого старика Панталоне. Простак, деревенский парень, не унывающий даже в очень трудных ситуациях; иногда влюблённый. Со временем характер персонажа усложнился. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне). Арлекин носил шапочку с заячьим хвостом и костюм в заплатах. Позже, не в Италии, а во Франции, лохмотья и заплаты превратились в праздничные треугольники и ромбики. Маску Арлекина избирали самые лучшие актёры.

Коломбина – служанка Влюбленной. Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью. Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Голову Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено.

Влюбленные  — персонажи, не надевающие маски, парящие над земными проблемами или кипящие в страстях. Это господа Коломбины, Арлекина и других дзанни. Влюбленные выглядят оторванными от жизни, напыщенными персонажами. Если они двигаются, то по-балетному, неестественно выставляя носки. Много жестикулируют и часто смотрятся в зеркало. Основные черты Влюбленных – тщеславие, болезненное внимание к собственной внешности, нервозность, погруженность в свои чувства и полная неприспособленность, которой активно пользуются дзанни.

Несмотря на то, что именно вокруг любви молодых строится интрига комедии, влюблённые всегда остаются в тени масок-дзанни, а их любовь всегда воспринимается с некоторой долей иронии.

К таким персонажам относится Изабелла (Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль.  Юный влюблённый — Лелио (Орацио, Люцио, Флавио и т. п.)

         Маски господ обычно являлись персонажами комическими. Они мешали наслаждаться жизнью молодым влюбленным, за что получали насмешки и тумаки от находчивых слуг. Зачастую эти маски несли в себе политическую сатиру.

         Панталоне был главным предметом для насмешек. Это суетливый, нелепый старик, мешающий счастью своих детей или тиранящий  молодую жену. Он появлялся на сцене в обычной купеческой одежде: в красных штанах и куртке, черном плаще, на голове у него ермолка. Но полумаска с длинным горбатым носом, острая козлиная бородка, торчащие усы придавали фигуре Панталоне карнавально-шутовской вид. Постоянно обманутый, нередко побитый своими же слугами, он прыгал, бегал, сердился, шепелявил, сыпал шутками, вызывая хохот зрителей.

Народ смеялся над венецианским купечеством, которое не могло по-прежнему вести крупные торговые дела, строить корабли, совершать далекие путешествия. Из смелого, предприимчивого человека купец превратился в жалкого скрягу, и народная фантазия запечатлела его в карикатурном, но реалистичном  образе. Это старик, который заглядывается на девушек.

Одним из необходимых элементов, характеризующих маску был диалект. В первую очередь, это касается масок комических и буффонных, так как благородные маски, дамы, кавалеры и влюблённые, говорят на литературном языке Италии, т.е. на тосканском диалекте в его римском произношении. Диалект дополняет характеристику персонажа, указывая на его происхождение, а также даёт свой комический эффект.

Кроме того, в каждой области Италии создавалась своя маска со своим местным диалектом (например, флорентийская маска Стентерелло. Такие маски, как правило, пользовались популярностью на небольших территориях, где был распространен тот или иной диалект, и их известность не выходила за эти границы.

Театр просуществовал с середины 16 до конца 18 веков, оказав при этом значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры.  Персонажи комедии масок современны, актуальны и сегодня, спустя пять веков.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *