Из цикла «Советское искусство плакатной графики в творчестве Николая Жукова»

Николай Николаевич начал серьезную обстоятельную  работу плакатиста в 30-е годы именно с рекламных плакатов и рисовал их на протяжении всей своей жизни. В этот период времени художник ищет свой почерк, свою манеру, и потому стилистика его сильно различается от плаката к плакату. Правда, нужно отметить, что творчество Николая Николаевича Жукова вообще отличалось широким разнообразием жанров, стилей и техник, однако, в более поздние периоды художник отдавал предпочтение более реалистичному плакату, нежели в начале своего творческого пути.

По воспоминаниям самого Николая Николаевича его очень покоряло мастерство французского плакатиста – Кассандра, работы которого систематически в то время печатал журнал «Гибраус — график». Изобретательность, лаконичность, цветовая изысканность и композиционная находчивость этого мастера влюбили художника в плакат. В тот год  Торгсин объявил конкурс на рекламу. Объединившись с С.Сахаровым, Н.Жуков создал с ним плакат, получивший первую премию. Использовали марку Торгсина – поместив ее по диагонали и повторив раз семь ее форму от мала до велика. Получилось что-то вроде полета птиц – ритмично и броско. Удача окрылила молодого талантливого графика и вскоре он  еще раз принял участие во втором конкурсе Интуриста с плакатом «Театральный фестиваль», задуманным еще во времена своего студенчества. Интересна история его создания. Однажды преподаватель задал студентам композиционное задание на театральную музыкальную тему. Николай Николаевич в то время приучил себя размышлять, имея в руках карандаш и бумагу. Он был убежден, что иногда даже машинальный след карандаша, делает опору мысли. Так и случилось. Думая о театральном занавесе, о его складках, Жуков чертил вертикальные линии на листе бумаги. В этот момент его кто-то позвал и, оставляя карандаш, кинув его, художник сделал непроизвольно нажим — короткую черточку на бумаге. Вернувшись,  Николай Жуков увидел, что легкие и высокие линии ассоциировались с театральным занавесом, а короткий, нечаянно сделанный нажим карандашом превратился в реальную  фигуру дирижера.

Так родился эскиз знаменитого плаката «Театральный фестиваль». Далее этот эскиз был сделан в цвете. Этот графический лист, сделанный еще в училище, впоследствии в 1935 г. участвуя во Всесоюзном конкурсе плакатов  для «Интуриста» в Москве, получил первую премию, а позже, в 1948 г. был премирован на международном конкурсе плаката в Вене.

Интересны мысли самого художника в его творческом поиске. Из дневников Н.Н.Жукова: «Как форма влияет на содержание, убедительно выразила еще одна замеченная мною деталь. Расцвели яркие, плотные по цвету фиолетовые ирисы. Впервые я полюбил этот цвет в бабушкиной лампаде, позднее – в анютиных глазках и сирени, а уже после в вечернем платье моей невесты. Этот же цвет, я ненавижу в чернилах. Если во всех первых случаях он ассоциируется с ощущением красоты, то в чернилах он напоминает канцелярщину и связывает память с какими-то недобрыми фактами жизни. В моем сознании произошли те же смещения, которые были у меня с синим чайником и с синим бостоновым костюмом Ф. Богородского. Эти примеры активизировали мои размышления и помогли мне в будущем осуществить ряд плакатов для «Интуриста», которые были удостоены премий на Московских, Всесоюзных и даже международных конкурсах.»

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *