«Могучее итальянское искусство…»

Николай Николаевич Жуков  много ездил по Советскому Союзу, часто выезжал за рубеж:  как простой турист, и как деятель искусства. Начиная с 1952 года, он командировался в составе делегации деятелей советской культуры в разные страны. Знакомиться с миром ему позволяла и работа в  «Союзе советских обществ  дружбы и культурной связи с зарубежными странами». Жуков  приходилось бывать в Германии, Финляндии, Чехословакии, Италии, Англии, Польше, Норвегии, на Кубе, в Китае и, конечно же, в Италии. Италия всегда была привлекательной страной для художников. Яркие красочные пейзажи, древние исторические памятники, колоритные итальянцы – всё это вдохновляло мастеров кисти и карандаша  на создание замечательных работ. Николай Николаевич не был исключением — из каждой своей поездки он привозил десятки рисунков.

Первая поездка в Италию состоялась в  августе 1956 г. Это была двухнедельная туристическая поездка. Он посетил Рим, Милан, Флоренцию и Венецию – жемчужины Италии. 4 города за 2 недели. Впечатлений было так много, а времени так мало, что при воспоминаниях об этих сказочных городах и днях Жуков только вздыхал, как о мелькнувшем сне, растворившемся в дымке времени. Впоследствии он бывал в Италии неоднократно. Результатом  поездок становились замечательные рисунки, выполненные пастелью, тушью, сангиной, карандашом, акварельными красками. Из них складывался неповторимый и очень живой образ Италии.

Жукову хотелось не только узнавать и смотреть всё в Италии, в этой стране — музее, но и увезти с собой частицу того, что удалось увидеть. А так как времени во время поездок было не слишком много, ему приходилось совершенствовать навыки рисования на ходу. Приобретённый с годами опыт репортажного рисунка лишь помогал в этом. «Рисуя на ходу, быстро и точно можно угадать расстояние, согласованное с форматом, поймать, так сказать, фокус видения. Здесь особенно видишь и понимаешь, из чего складывается движение». (Н. Жуков).

Художник включался в текучую, звонкую жизнь городских улиц с её шумливыми толпами, торопливыми прохожими, движением транспорта. Свойственная ему наблюдательность  помогала выхватывать из окружающего его многообразия жанровые сценки и типичные лица, которые помогают понять душу страны. Часто он вносил в композицию элемент фрагментарности, и от этого рисунки воспринимаются как часть огромного и пёстрого мира. И практически везде вечная красота соседствует с живой диалектикой времени.

Улочка с машинами и стоящими рядом с ними экипажами с лошадьми — будто встретились две эпохи, и расставаться им не хочется. Фигуры людей с воздушными шарами — смотря на них, можно представить чей-то смех и ласковый говор языка. Манящие мостики с ажурной ковкой приглашают влюблённых целоваться. Вечные хозяйки  римских развалин кошки, покачивающиеся на пристани лодки, распахнутые ставни домов в цветах, в которых спрятались солнечные зайчики, фасады дышащих историей старинных зданий, памятники архитектуры, скульптуры – кажется, Жуков поймал дыхание Рима, почувствовал его пряный аромат и растворил в красках. Цветовое изобилие акварелей несёт  ощущение праздника. Италия Жукова залита радостью, словно солнцем.

Приглашаем вас взглянуть на Италию Жукова, в доме-музее художника вы можете познакомиться с рисунками из этого цикла . Вашему вниманию представлена так же виртуальная выставка рисунков. Приятного просмотра!

Bookmark the permalink.

Comments are closed.