Часть 1.

5 августа 2024 года исполняется 180-летний юбилей великого русского художника-реалиста, мастера портретного, исторического и бытового жанра, педагога и действительного члена Санкт-Петербургской Академии художеств Ильи Ефимовича Репина.
Уже при жизни художника было понятно, что значение творчества Репина для истории живописного искусства огромно. В своих полотнах Репин сумел отразить и важные социальные проблемы, и актуальные эстетические вопросы, волнующие деятелей искусства в то время.
Будущий художник родился в 1844 году в городке Чугуеве, недалеко от Харькова в казачьей семье. Его отец, отставной солдат Ефим Васильевич Репин, перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Степановна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий. Кроме того Татьяна Степановна читала своим детям вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского.
Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.
«Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками… Первая картинка — арбуз — вдруг на наших глазах превратилась в живую,.. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, — чудо! чудо!». Так, спустя много лет, описывал знакомство с «красочками» в своих мемуарах „Далекое-близкое“ художник.
Родители, заметив успехи мальчика в рисовании и черчении, в 1855 году отдали его в местную топографическую школу. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли.
В 13 лет он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец».
Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург — учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Императорскую Академию художеств.

Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Лишь после учёбы в вечерней рисовальной школе, где ему поставили технику, Репин поступил в академию вольным слушателем. Денег на обучение у него не было, но с оплатой помог известный меценат Ф.И. Прянишников. За восемь лет учебы Илья Ефимович познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским, которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым, а также подружился с критиком Василием Стасовым.

Молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно из жанровых полотен — на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, — купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал портрет Веры Шевцовой (1854–1918), дочери архитектора Алексея Шевцова, с которой обвенчался в 1872 году.
За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев раскритиковал работу. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
В 1868 году у Репина возник замысел произведения, которое сделает художника знаменитым. Прогуливаясь по Санкт-Петербургу, он увидел на берегу Невы бурлаков. Их изможденный вид и тяжёлый, почти рабский труд до глубины души поразили молодого человека. Летом 1870 года Репин вместе с братом Василием и товарищами по Академии Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправились на Волгу. Средства на поездку у меценатов выхлопотал Васильев.
Весной 1873 года полотно было представлено на Академической выставке и произвело огромное впечатление на публику. В том же году картина «Бурлаки на Волге» завоевала бронзовую медаль на Всемирной выставке в Вене. Великий князь Владимир Александрович купил полотно за 3000 рублей и повесил его в своей резиденции. Картина впоследствии неоднократно экспонировалась в России и за рубежом.

В 1873 году Репин, получив от Академии пенсион на заграничную поездку, отправился с женой в Европу. Три года он провёл в Италии и Франции, познакомился с работами французских импрессионистов. В Париже Репин под влиянием новых живописных тенденций написал картину «Садко», за которую художнику присвоили звание академика.
Вернувшись в 1876 году в Россию, Репин на некоторое время остановился в родном Чугуеве, а в 1877 году перебрался в Москву. Здесь в 1878 году он вступил в Товарищество передвижников.

Продолжение , часть 2, на нашем сайте 08.08 2024.