«Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем близких, чем всякое счастье жизни». К 180-летию со дня рождения великого русского художника Ильи Ефимовича Репина.

Часть 2.

Вернувшись в 1876 году в Россию, Репин на некоторое время остановился в родном Чугуеве, а в 1877 году перебрался в Москву. Здесь в 1878 году он вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым, написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов. Завязалась у художника и дружба с Павлом Михайловичем Третьяковым.

В этот же период Илья Ефимович написал «Крестный ход в курской губернии». Народный художник СССР Николай Николаевич Жуков, посетив Третьяковскую галерею ещё во времена своего студенчества, вспоминал: «Картину «Крестный ход в курской губернии» И. Е. Репина я смотрел и находил там всех, как своих знакомых, как будто каждого я уже когда-то в жизни встречал – жизненная правда и выразительность этого произведения поражают меня до сих пор. Притом, это было настолько интересно, что я забывал, что это картина. Это ощущение, которое часто бывает, когда смотришь отличный спектакль или кино и забываешь, что это играют артисты. Ты захвачен действием, оно подхватывает тебя и бесконечно волнует, уносит к себе».

Вскоре Москва надоела Репину, и он решил вновь переехать в Петербург. За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 г.

В 1892 году в Академии художеств  состоялась выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III — цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.

Личная жизнь у Репина складывалась сложно. Первый брак Репина продлился пятнадцать лет. За эти годы Вера Алексеевна родила четверых детей: помимо старшей, Веры, в семье росли Надежда, Юрий и Татьяна. Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей; его постоянно окружали дамы, желавшие попозировать для новых картин. Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, такой образ жизни не нравился. Вера любила тепло и не переносила сквозняки, а художник спал с открытым окном даже зимой, пока мороз не достигал тридцати градусов.

Разрыв отношений произошёл в 1887 году; при разводе супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Как в годы супружества, так и после ухода из семьи Репин писал много портретов своих близких.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств — на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет — до 1907 года. Кроме В. А. Серова Репин воспитал целую плеяду прославленных художников: Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин.

И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-1891 гг.

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман (1863–1914).

Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была суфражисткой и вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Но несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Все эти годы Наталья Нордман собирала газетные вырезки — все, в которых упоминался ее муж. А Репин начал писать мемуары.

Портрет Н.Б. Нордман, 1900 г.

«Описывая любой эпизод, он всегда придает ему горячую эмоциональность, сценичность. Даже приход станового, требующего у Васильева паспорт, даже толкотня публики перед картинами Архипа Куинджи, даже появление Льва Толстого в петербургском трамвае, — все это драматизировано им словно для сцены», писал Корней Чуковский.

В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось, и он решил «родные Пенаты» не покидать. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.

Судьбы детей Репина сложились по-разному. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В 2019 году аукционный дом Хагельстам передал в дар репинскому музею «Пенаты» семейный архив, выкупленный у родственников Веры Ильиничны.

«Осенний букет». Портрет Веры Репиной, дочери художника, 1892 г.

Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, работала в земских больницах. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным расстройством. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Она ушла из жизни в 1931 году.

Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР.

Младшая дочь Репина Татьяна (по мужу Язева) по окончании Бестужевских курсов преподавала в школе; после смерти отца она с семьёй уехала во Францию; скончалась в 1957 году.

В 1940 году Куоккала перешла Советскому Союзу после Советско-финской войны (впоследствии она была переименована в Репино), там был открыт мемориальный музей Репина. В 1958 году в Москве на Болотной площади был открыт памятник И.Е. Репину.

В одном из последних писем друзьям художник успел попрощаться со всеми: «Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростертый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим…»

Мемориальные музеи Репина также были открыты на Украине в городе Чугуеве, где живописец гостил у родителей с 1876 по 1877 год, в Белоруссии в усадьбе «Здравнево», где художник проживал в 1892-1904 годах, в российском селе Ширяево Самарской области, где художник  жил во время своего путешествия по Волге в 1870 году.

«Осенний букет». Портрет Веры Репиной, дочери художника, 1892 г.

Интернетисточники: https://ru.wikipedia.org/wiki/Репин,_Илья_Ефимович#;

https://dzen.ru/a/YgoodzlFNQHaiRoB
Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *