Дню России посвящается. «Гордимся, Россия, сынами твоими!», выставка портретов современников Н.Н.Жукова.

История России неразрывно связана с историей ее культуры, с историческим прошлым представителей различных сфер деятельности, в том числе деятелей искусства. Выставка «Гордимся, Россия, сынами твоими!» — это целая плеяда портретов деятелей искусства и культуры, которые окружали Николая Николаевича Жукова. Это были люди близкие ему по творческим и жизненным взглядам, а иногда и по духу. Именно их с большим удовольствием рисовал художник, даже имея всего несколько минут времени. Но ему всегда удавалось удивительно точно поймать и передать их внешние особенности, показать характер. Ещё во время войны художник ощутил острую необходимость иметь всегда при себе блокнот и карандаш. Он стал значительно активнее наблюдать и больше рисовать. Со временем это стало его потребностью. Жуков рисовал везде — на улице, в метро, в парках, в театре, на собраниях, вечерах, в поезде, в путешествиях. Именно так появлялись зарисовки знакомых и незнакомых современников, с которыми он встречался в самых разных местах и жизненных обстоятельствах.

Постепенно таких зарисовок накопилось несколько тысяч. «Я очень доволен, что так незаметно из секунд и минут моих двух десятилетий накопился, как я теперь вижу, небесполезный багаж. Рисунки эти объединяет одна общая черта. Все, кого я рисую таким образом, не знают, что они у меня есть, и выражают себя очень активно, непосредственно. Я как художник не отражаюсь в их сознании, не влияю на состояние, и это очень выгодно отражается на остроте характеристик», — сказал однажды Жуков. То есть, более всего любя движение, изменение, кипение жизни, Жуков боялся, как огня, равнодушно позирующей натуры. Для него было важно наблюдать естественное течение жизни, уловить те естественные мгновения, естественные проявления, которые и становились основой его рисунков. Знакомясь с портретами Жукова, мы попадаем в мир образов, в котором живёт интересный, деятельный, неспокойный художник, неутомимый «собиратель» тех впечатлений, которыми его щедро одаривает жизнь.

Аркадий Исаакович Райкин
(19111987)

Советский эстрадный и театральный актер, режиссер, сценарист, юморист, Народный артист СССР, Герой Социалистического труда. Аркадий Райкин родился в Риге в семье лесного бракера. Ещё в школе занимался в драмкружке, увлекался театром, придумывал и исполнял интермедии. Школьной самодеятельностью руководил режиссер Ю.С.Юрский, который и обратил внимание на талант юного Райкина.
В 1935 Райкин окончил Ленинградский институт сценических искусств (курс В.Н.Соловьева). Уже в первых студенческих спектаклях проявился талант Райкина-пантомимиста. Параллельно с игрой в театре снимался в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный». Признание пришло к актёру в 1939 году. Тогда Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими номерами «Чаплин» и «Мишка». В том же году он был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, а спустя три года стал художественным руководителем этого театра.
Райкин создавал многообразные по жанру спектакли, в которых органически сочетались пантомима, искусство мгновенной трансформации, танцы, куплеты, пародии, цирковые номера. Он вошел в историю мирового искусства как непревзойденный создатель пластической, мимически точной, интонационной миниатюры, а также как уникальный творец масок. В центре внимания артиста и режиссера – человек, природа которого исследуется с сатирической остротой и с не менее точными психологическими характеристиками. Райкин всегда резко выступал против распространенного мнения о том, что его театр является театром одного актера. Понимая свое значение как лидера, организатора, Райкин настаивал на том, что создание Театра миниатюр – коллективный труд людей, проработавших вместе на протяжении нескольких десятилетий. Миниатюры и спектакли Райкина отличались остротой, особенно в сравнении с другими артистами эстрады того времени, но в то же время всегда были корректны интеллигентны.

Николай Каллиникович Гудзий
(1887 – 1965)

Николай Каллиникович Гудзий. Литературовед, историк литературы, известный прежде всего своими исследованиями древнерусской литературы, составил первые советские учебник и хрестоматию по этим предметам, первый декан филфака МГУ, Академик АН УССР с 1945 года5. Родился в г. Могилеве-Подольском в семье чиновника из крестьян. Он учился в реальном училище, окончил экстерном гимназию и в 1907 г. поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. Уже в ранние годы у Н. К. Гудзия проявилась та научная пытливость, та любовь к русской словесности, которые в дальнейшем определили очень широкий круг его научных интересов.

Первая статья Гудзия напечатана в 1910 году. С 1918 г. он работает в Таврическом университете (г. Симферополь), где открывает свой курс лекцией «Литературный дебют Тургенева». В этот период в круг научных занятий Н. К. Гудзия все более входит русская литература XVIII — начала XIX в. Он изучает историю старинного русского театра, историю русского сентиментализма. Как самостоятельный ученый . Гудзий сложился еще до революции. Он всегда стремился сохранить и продолжить лучшие традиции русской академической филологии. С 1922 года стал профессором кафедры истории русской литературы МГУУ. Впоследствии первый декан филологического факультета МГУ, заведующий кафедрой русского устного народного творчества. Основной сферой научной и научно-педагогической деятельности Гудзия была история древнерусской литературы. Гудзий — автор первого учебника по истории древнерусской литературы (1938) и составитель хрестоматии по литературе XI—XVII вв. (1935).

Гудзий — автор статей и книг о творчестве писателей XVIII—XIX вв: Феофана Прокоповича, Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Льва Николаевича Толстого, Тютчева, Брюсова, о творчестве украинских писателей Шевченко и Франко, а также статей по поэтике литературы нового времени.

Александр Павлович Кибальников
(1912—1987)

Александр Павлович Кибальников Советский скульптор, Народный художник СССР (1963), Лауреат Ленинской (1959) и двух Сталинских премий (1949, 1951 гг.) Александр Кибальников с детства проявлял интерес к рисованию и лепке, первые навыки в которой воспринял от своего дяди, делавшего из глины свистульки. В 15 лет он отправился в Саратов, мечтая поступить в художественное училище. Но удалось ему это сделать только в 1929 году. Он учился на живописном отделении у художников К. Полякова, Е. Егорова и скульптора Л. Ивановского. С 1935 по 1937 год художник проходил службу в рядах Красной Армии, где по-настоящему увлекся портретом. После демобилизации из армии Кибальников жил в Курске и работал художником-декоратором в областном драматическом театре, но много времени уделял скульптуре. В конце 1939 года Кибальников возвратился в Саратов. Он решает участвовать во Всесоюзном конкурсе на памятник Н. Г. Чернышевскому. Его проект получил вторую премию. Но война прервала работу художника над совершенствованием проекта. В эти годы карикатуры и плакаты Кибальникова регулярно появляются в «Саратовских окнах ТАСС». И в скульптуре он обращается к теме народа на войне. Скульптор создает композиции «Рабочий с автоматом» и «Народный мститель».

Слава мастера скульптурного портрета пришла к Кибальникову в 1949 году, когда за исполнение установленного в Саратове памятника Чернышевскому, отлитого из бронзы, ему была вручена Государственная премия СССР. Современники отмечали, что произведения Кибальникова отличаются психологической выразительностью. Его увлекали натуры незаурядные, необезличенные, отмеченные глубоким талантом и огромной нравственной силой. За творческую жизнь художник создал немало блестящих скульптурных портретов. Он автор памятников Н. Г. Чернышевскому в Саратове, В. В. Маяковскому в Москве, А. Н. Радищеву в Саратове, мемориального комплекса «Брестская крепость-Герой» в Бресте, П. М. Третьякову у Третьяковской галереи, бюста Маяковского на станции метро Маяковская, надгробных памятников В. В. Маяковскому, Н. Ф. Погодину и Братьям Васильевым на Новодевичьем кладбище.

Белла Ахмадулина
(1937 – 2010)

Белла Ахмадулина советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтов второй половины 20-го векаа, член Союза российских писателей, почётный член Американской академии искусств и литературы, лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной Премии СССР.

Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-60-х годов и стала одним из наиболее ярких представителей поколения «шестидесятников, сыграв наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период «оттепели». Начало её литературного пути пришлось на время, когда были живы и активно работали Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков — корифеи русской литературы XX века. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности.

Впервые произведения Беллы Ахмадулиной увидели свет в 1954 году. Затем была учеба в Литературном институте имени А.М. Горького, который поэтесса окончила в 1960 году. С тех пор одна за другой вышли ее многочисленные поэтические книги. Весь литературный путь Ахмадулиной — это создание самобытного и суверенного художественного мира. Поэтесса пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир — мир нежности, доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта. Под ее пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость, ирреальность, характер таинственного «действа». На протяжении всего творческого пути Б. Ахмадулина много сделала для сближения литератур разных народов. Ее переводы поэтов народов бывшего Советского Союза, а также европейских и американских поэтов получили заслуженно высокую оценку. Творчество Беллы Ахмадулиной хорошо известно в мире.

Григорий Васильевич Александров
(19031983)

Григорий Васильевич Александров (Мормоненко). Советский российский кинорежиссер. актер, сценарист, Народный артист СССР (1948 г.) Григорий Мормоненко родился в семье уральского горнорабочего, начал свою трудовую деятельность с девяти лет. С 1912 года работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театрее, затем занимал должности помощника реквизитора, электротехника, помощника режиссёра. Учился на курсах режиссеров Рабоче-крестьянского театра. В 1921–1924 – актер Первого Рабочего театра Пролеткульта в Москве. Тогда же начал работать в творческом содружестве с С.М.Эйзенштейном. Сначала как актер в его театральных постановках, затем как ассистент режиссёра, а впоследствии и как сорежиссер. Летом 1929 года по распоряжению наркома культуры Луначарского Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ отправились в Европу и Америку для пропаганды советского киноискусства. Важную роль в судьбе Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплиным. Дружба эта продолжалась многие годы.

В 1930-е годы Александров обратился к жанру музыкальной комедии. С большим успехом дебютировал фильмом «Веселые ребята» (1934), органично объединив в художественном пространстве фильма комическую эксцентрику, лирическую сюжетную линию и музыку И.Дунаевского. Картина имела успех не только в СССР, но и за рубежом. Всеобщей популярностью в СССР пользовался и следующий фильм Александрова – «Цирк» (1937), где и в сюжете, и в рисунке исполнения главных ролей,  и в музыке Дунаевского на первый план вышли мотивы социально-патриотической мелодрамы. В своих последующих комедиях – «Волга-Волга», «Весна» (1947), режиссер умело и изобретательно сочетал элемент политической пропаганды с развлекательностью, вводил в действие колоритных сатирических персонажей, благодаря чему у зрителя не возникало ощущения идеологического нажима. В завершение своей творческой биографии поставил картину о советских разведчиках («Скворец и лира»), которая единодушно была расценена как полная неудача и в прокат не вышла.

В истории отечественного кино Александров остался непревзойденным мастером музыкальной комедии «большого» стиля, сумевшим свести в единое русло патетику и эксцентрику. Был женат на актрисе Л.Орловой, сыгравшей главные роли в большинстве его картин.

Борис Николаевич Ливанов
(1904- 1972)

Русский советский актёр и режиссёр. Народный артист СССР (1948). Лауреат пяти Сталинских (1941, 1942, 1947, 1949, 1950) и Государственной премии СССР (1970). Борис Николаевич Ливанов  родился 8 мая 1904 года в Москве в семье актера Николая Ливанова. Вместе с младшей сестрой Ириной он часто бывал в театре — посещал спектакли отца и его знакомых. В семье Ливановых устраивали и домашние представления — в них участвовал будущий актер. Борис Ливанов вспоминал: «Я вырос в актерской семье. Сызмальства любимым занятием была игра в театр». Кроме актерской карьеры его привлекала военная: «Я мечтал стать еще и моряком — уж очень нравилась мне морская форма. Позже это желание сбылось: на сцене и в кино я был моряком буквально во всех чинах — от матроса до командующего флотом. И был польщен, когда, «дослужившись» до звания фельдмаршала, получил награду — офицерский кортик».

Учиться Борис Ливанов пошел в Первое городское реальное училище, а в 1920 году решил оставить учебу и вступить в Красную армию. Но принимали только тех, кому исполнилось 18, и 16-летнего Ливанова отправили домой. На обратном пути в Москву, в одном из армейских театров, он увидел постановку пьесы Алексея Писемского. Ливанова впечатлил и сам спектакль и реакция публики, которая аплодировала артистам. Позже он писал: «…искусство необходимо народу не только в мирное время, но и в грозные годы войны». Домой он уже возвращался с твердым намерением стать актером.

Борис Ливанов поступил в театральную школу Русского драматического театра Корша. Его первым учителем стал режиссер Андрей Петровский. Во время учебы будущий актер часто посещал спектакли, в которых играли Василий Топорков, Елена Шатрова и Николай Радин — ведущие актеры этого театра.
Творческая биография в кино началась в 1924 году с короткометражной ленты режиссера Юрия Желябужского «Морозко». В 1927 году Борис снялся в роли министра Терещенко в немом художественном фильме С. Эйзенштейна «Октябрь», лента считается первой в советской кинолениниане.
Известность Ливанову принесла главная роль в экранизации одноименной повести «Дубровский», которая вышла в 1936 году. Удавались Борису роли легендарных русских мужчин, к примеру,  князя Потемкина в ленте «Адмирал Ушаков», командир Руднев в «Крейсере Варяг».

Бродская Лидия Исааковна
(1910 — 1991)

Бродская Лидия Исааковна. Российский живописец, Народный художник СССР (1980), член-корреспондент АХ СССР (1970), Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

Л. И. Бродская родилась в 1910 году в Петербурге. Первоначальное художественное образование получила у своего отца – выдающегося советского художника И.И.Бродского. В 1928 году окончила Ленинградское хореографическое училище, в 1936 – 1938 годах была вольнослушателем Академии художеств в Ленинграде в мастерской И.И.Бродского. Впоследствии, с 1940 года, после переезда в Москву она училась у Н.П.Крымова и В.В.Мешкова.

В 1947 году Бродская впервые участвовала в выставке пейзажа московских художников. Через два с лишним года – в 1949 году – она уже стала участницей Всесоюзной художественной выставки, на которой показала пейзаж «Весна», а на следующей Всесоюзной выставке уже экспонировались три ее работы: «Края родные», «Весенние поля» и «Март». Все они были созданы под Москвой. Творчество Бродской отмечено большим тематическим разнообразием. Обширна география ее пейзажей – с одинаковым увлечением пишет она нежную среднерусскую природу с ее тихими заводями, неторопливыми речушками, перелесками, сказочными лесными далями и суровый Урал, студеную Сибирь, бесконечные равнины Украины и причудливый Кавказ. Где только Бродская не работала: на Рузе, Оке, Истре, Свистухе, Волге, Днепре, Енисее, Ангаре, Байкале… И отовсюду она привозила множество этюдов и законченных художественных произведений. Бродская бывала в Италии, Франции, Испании, Индии, но из этих поездок она не привезла ни одной работы. Природа, экзотика зарубежных стран ее не вдохновляют. Всей душой она предана родному пейзажу.

Борис Петрович Чирков
(19011982)

Борис Петрович Чирков. Советский актер театра и кино. Народный артист СССР (1950). Лауреат четырёх Сталинских премий( 1941 г., 1947 г., 1949 г., 1952 г.), Герой Социалистического труда.

Б. П. Чирков родился 31 июля 1901 года в селе Лозовая-Павловка (Украина). Вскоре после его рождения семья переехала в вятскую губернию. В семилетнем возрасте Чирков пошел учиться в местную школу, и когда он учился в старших классах, отец решил привлечь его к театральной самодеятельности, поскольку сам играл в театральных постановках общества любителей драматического искусства. Поначалу юный Борис работал в будке суфлера, но затем ему стали доверять небольшие эпизодические роли.

Осенью 1921 года Борис Чирков решил отправиться на учебу в Петроград, где поступил в политехнический институт, однако после нескольких месяцев обучения он понял, что точные науки совершенно не для него. В 1926 окончил Ленинградский институт сценических искусств, работал в ЛенТЮЗе, Новом ТЮЗе, затем в московских театрах — Центральной студии киноактёра, Театре им. Пушкина, в Театре им. Гоголя. С 1928 снимается в кино. В трилогии о Максиме («Юность Максима», 1935, «Возвращение Максима», 1937, «Выборгская сторона», 1939) создал романтический и в то же время глубоко реалистичный образ героя революционной эпохи, рабочего паренька Максима, прошедшего школу классовой борьбы и ставшего видным революционером-большевиком. Среди лучших ролей в кино также — Степан Лаутин («Учитель», 1939), Махно («Александр Пархоменко», 1942), Глинка («Глинка», 1947), Чижов («Верные друзья», 1954). В театре играл роли: Кузовкина («Нахлебник» Тургенева), Лебедева («Иванов» Чехова), Распутина («Заговор императрицы» Щёголева и А. Н. Толстого) и др.

Порфирий Никитич Крылов (1902—1990)

Порфирий Никитич Крылов — советский живописец и график, известный карикатурист, член творческого коллектива Кукрыниксы.

Неодолимое стремление переносить свои впечатления на бумагу проявились у Порфирия Крылова очень рано. «Мне тогда шел одиннадцатый год,— вспоминает художник.— С рисованием я не расставался и даже пробовал писать акварелью. Однажды в день получки папа принес мне масляные краски и щетинные кисти. Трудно передать, как осчастливил меня отцовский подарок». Еще до революции, совсем мальчиком, случилось ему показать свою работу в родной Туле на выставке, устроенной художниками и любителями живописи в классах реального училища. А с 1919 года, поступив на Патронный завод, где токарем работал отец, Порфирий Крылов становится одним из организаторов изостудии при заводском клубе, руководителем которой был Г. М. Шегаль. Участники изостудии занимались изготовлением агитационных плакатов,  сами осуществляли монтаж.

Порфирий Крылов известен как член знаменитого трио Кукрыниксов, первый слог его фамилии КРЫ скрепил посередине два других, взятых из фамилий Михаила Куприянова и Николая Соколова. В этом нерасторжимом содружестве Кукрыниксов Крылов более полувека со страстной неутомимостью выступал как сатирик и плакатист, живописец и график, книжный иллюстратор и автор дружеских шаржей, скульптор и театральный художник. Однако, помимо совместной работы в содружестве Кукрыниксы, каждый из трех художников, объединившихся еще в студенческие времена во Вхутемасе, выступал и самостоятельно.

В отличие от своих коллег, Порфирий Крылов окончил не графический факультет, а живописный. Привезя в 1920 году свои работы из Тулы в Москву, он получил первое отеческое благословение от таких мастеров советского изобразительного искусства, как Александр Осьмеркин, Константин Истомин, В.А.Фаворский. Во Вхутемасе он попал сначала в мастерскую А. А. Осмеркина, а затем А. В. Шевченко, где, по его словам, «по-настоящему полюбил акварель, именно его [Шевченко] советы помогли мне овладеть этим видом живописи».

Шаляпина-Бакшеева Ирина Федоровна
(1900 – 1978)

Шаляпина-Бакшеева Ирина Федоровна. Дочь великого русского певца Ф.И.Шаляпина. С детства находясь в театральной среде, часто посещая оперные спектакли и концерты с участием Ф.И.Шаляпина, общаясь с виднейшими деятелями русской культуры начала XX столетия, она мечтала об артистическом будущем. И.Ф.Шаляпина явилась одной из основательниц Маленькой студии имени Ф.И.Шаляпина (1918). Затем, окончив Вторую студию Художественного театра, стала драматической актрисой, выступала в различных труппах, снималась в кино. В годы Великой Отечественной войны принимала участие в концертах фронтовых артистических бригад.

Очень много сделала Ирина Федоровна для сохранения наследия Ф.И.Шаляпина и пропаганды его творчества. Созданные ею талантливые композиции, в том числе «Рассказ об отце», сопровождавшиеся записями Федора Ивановича, с которыми она совершала поездки по многочисленным городам нашей страны, имели огромный успех у слушателей. Много сил отдала Ирина Федоровна созданию Музея Ф.И.Шаляпина в Москве.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *