Для участия в проекте «АРТ-ГЕОГРАФИЯ РОССИИ», проводимом Российским отделением Всемирного Фонда Искусств при поддержке Российской академии художеств и Евразийского Художественного Союза, сотрудники Дома-музея Н.Н. Жукова предоставили несколько графических работ Народного художника Советского Союза Николая Жукова, на которых запечатлены виды города Ельца, позволяющие судить о его архитектурных, ландшафтных и природных особенностях.
Несмотря на то, что Елец не был местом рождения художника, его он считал своим родным городом. Здесь прошла значительная часть его детства и юношеские годы. В своих автобиографических записях он удивительно тепло описывает этот период своей жизни. В Ельце были сделаны первые шаги в творчестве, здесь жили его первые друзья и первая любовь – девочка по имени Маруся. Жуков красочно рассказывает о своих школьных буднях, забавах и увлечениях елецких ребят 20-х годов прошлого века, живописует о природных особенностях города.
Вот что писал художник о Ельце: «У Пришвина в одном из его рассказов есть описание Ельца. «Стоят маленькие дома — окнами на пыльную улицу. Дома вперед на пыль, а задом в сад. На улице, где все ходят, там пыльно, а что одному, то хорошо, зелено. Так везде раньше строились города царской России».
Все это верно и Елец таков, как пишет Пришвин…, но уж издавна повелось считать самым дорогим — родное место. Ведь известно, что из сотни скамеек в парке — всегда помнишь только ту, может быть, даже саму кривую, но с которой связаны счастливые минуты твоего первого волнения, чудесного посвящения молодости в чувство любви, и потому эта наклонившаяся набекрень старая скамейка может быть самой лучшей, самой приметной. Вот и для меня, Елец был именно таким памятным местом». (Николай Жуков «Вятка и Елец моего детства»)
После окончания елецкой 2-й девятилетней школы им. КИМ в 1926 году Николай Николаевич уехал поступать в художественно – промышленный техникум в Нижний Новгород. «Я уезжал в большой мир — неизвестный и радостный, и совсем не знал тогда, что этот маленький пыльный город Елец буду считать своим родным городом, о котором всегда готов вспоминать сердечно и ласково» (Н.Н. Жуков).
После учёбы и службы в армии художник обосновался в Москве, но неоднократно приезжал в наш город. Все представленные графические работы выполнены им в 1972 году во время последнего посещения Ельца. На них мы видим Вознесенский собор — важнейший элемент градостроительной структуры города, закрепляющий своим объёмом его исторический центр – Красную площадь. Собор прекрасно держит застройку центральной части Ельца, собирает её вместе с рассыпанными вертикалями храмов в единое целое. Здания церквей играют роль основных акцентов в ландшафтно-архитектурной композиции города. А литография «Старый Елец» рисует типичную картину города с его низкой застройкой и единством городского и природного ландшафта, что придаёт ему неповторимость, уникальность и особую атмосферу уюта.