«В минуты вдохновенья». Ко Всемирному дню поэзии.

21 марта отмечается Всемирный день поэзии. День поэзии появился  в 1938 году в американском штате Огайо. Он был инициирован поэтессой Тессой Суизи Уэбб, а в 1951 году его уже отмечали как Национальный день поэзии 38 американских штатов и Мексика.

Всемирный день поэзии был официально учреждён резолюцией 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО от 15 ноября 1999 года. Инициатором празднования Всемирного дня поэзии в России выступил поэт Константин Кедров. Праздник отметили в 21 марта 2000 года в Театре на Таганке. Творческий вечер организовали художественный руководитель театра Юрий Любимов вместе с поэтами Константином Кедровым и Андреем Вознесенским.

На протяжении всей истории поэзия была неотъемлемой частью общества. Ее можно обнаружить в каждой культуре и на каждом континенте.  Поэзия вне времени и территориальных границ, она проникает в сердца людей и задевает самые чувствительные струны, обращается к нашим эмоциям. В истории русской культуры поэзия традиционно играла большую роль. В русской поэзии было и есть множество поэтических школ, поэтических направлений, выдающихся поэтов, ставших властителями дум для многих людей, оказавших глубочайшее духовное влияние на формирование их сознания и ценностных ориентиров. 

Истинная поэзия — это не механическое занятие. Поэты — души  пишущие,  души  творящие, души ищущие — им выпало счастье владения поэтическим словом. Они дарят это слово всем нам. Сила поэзии велика, велики и те, кто подарил нам свои строки.

Давайте сегодня вспомним имена некоторых из них. Представляем вашему вниманию портреты, нарисованные Н.Н.Жуковым. На них запечатлены те, чьё поэтическое слово отзывается в сердцах уже многих поколений читателей.

Николай Адуев, русский и советский поэт, драматург, либреттист, автор гимна скаутов «Будь готов» и пьесы «Табачный капитан», по которой впоследствии был снят одноимённый музыкальный фильм.
Печататься начал с 1914 года.  Он является автором множества литературных эпиграмм. Входил в объединение конструктивистов.  Возглавлял секцию сатиры в Союзе писателей и был заместителем главного редактора журнала «Крокодил».

Портрету свойственна непосредственность и острота передачи энергичной, простодушной, не без скрытого лукавства натуры Николая Адуева. Жуков обладал удивительной способностью схватывать в фигуре, в лице изображаемого человека самое главное, самое характерное.

Н.Н. Жуков «Владимир Маяковский»

Портрет Владимира Маяковского художник делал не с натуры, но созданный им образ отличается многогранностью и жизненностью. Жуков был мастером вживания в образ и раскрытия его яркой сущности. За внешними чертами он мог разглядеть человеческое начало, но никогда не забывал о значении техники рисунка, подчиняя её характеру натуры.

За внешними жёсткими чертами словно вырубленного лица Владимира Маяковского, подчёркнутыми  острыми углами и резкими линиями, да и выполненными не мягким карандашом, а тушью, которая лишь усиливает эффект, обнаруживается его энергия, неукротимость, бунтарство.

«Есть лица как скучные книги, которые не хочется читать с первой страницы, а иные захватывают своим содержанием, глубиной, силой характера. Их сколько не пиши, а оригинал себя не исчерпает и рядом с твоей работой будет сверкать особой неповторимостью природы», — писал художник.

Н.Н. Жуков «Вера Инбер»

В начале своего творческого пути Н.Н. Жуков зарекомендовал себя как мастер карандашного рисунка, а впоследствии увлёкся акварелью, портрет Веры Инбер выполнен в этой художественной технике. Он отличается жизненностью образа. Каждая деталь, особенность позы, в которой отображена поэтесса, поворот головы, направление и характер взгляда – всё подчинено его основному психологическому содержанию.

Некоторые критики сравнивали Веру Михайловну Инбер с Анной Ахматовой, другие отмечали, что поэтессе не удалось достигнуть глубины выражения чувств и эмоций, присущих Ахматовой. А вот что сама Вера Инбер писала о таланте Жукова: «Что может быть увлекательнее для художника, чем подсмотреть, подметить, мгновенно, как бы на лету, поймать ускользающий образ, жанровую сценку, деталь пейзажа и быстрыми, отточенными движениями карандаша перенести это на бумагу. Закрепить надолго. Может быть, навсегда. В такие минуты рисовальщик напоминает птицелова, стремящегося пополнить свою коллекцию еще одним редкостным пернатым».

Н.Н. Жуков»Белла Ахмадулина»

Белла Ахмадулина — женщина с яркой судьбой и большим талантом. Павел Антокольский называл ее «чудом по имени Белла», Евгений Евтушенко — «случайно залетевшей к нам райской птицей» Зоя Богуславская — «абсолютно нездешней, неземной женщиной».  Ее исключительность проявлялась во всем – и в экзотическом имени, и во внешности, и в манере читать стихи, и в изысканной метафоричности поэтического языка. Многие поэты, лично знавшие ее, награждали ее самыми лучшими эпитетами. «Как дышит,так и пишет», — говорил про неё Булат Окуджава. Иосиф Бродский писал о поэзии Беллы Ахмадулиной, что ее стих «размышляет, медитирует, отклоняется от темы», Вознесенский сравнил его с «высшей гармонией», а Евтушенко назвал «брюссельскими кружевами». Образ Беллы Ахмадулиной, созданный Жуковым, несмотря на схематичность, выразителен и узнаваем. Он очень трепетный и правдивый, образ женщины со страстной натурой и ранимой душой.

Н.Н. Жуков «Евгений Евтушенко»

О Евгении Евтушенко и его творчестве писали, говорили и спорили с его первых  литературных успехов. Мнения были полярны – от восхищения его  поступками и стихами до полного их неприятия. Его книгами зачитывались, выступления собирали полные залы, его любили и ненавидели, критиковали с государственных трибун и со страниц газет, обвиняли в недостаточном литературном таланте коллеги по цеху, ему припоминали близость к власти, слишком экстравагантный вид, импульсивные поступки и жесты.

В своём огромном поэтическом наследии Евтушенко предстаёт как лирик, писавший о любви, эпик, автор баллад, исторических и философских поэм, певец эпохальных строек и футбола, поэт-песенник, чьи лучшие песни стали народными, поэт-публицист. И пусть о литературных достоинствах его стихов спорят критики, они по-прежнему любимы читателем.

В портрете Евгения Евтушенко художник в композиции всей фигуры, в развороте плеч, в посадке головы и взгляде, устремлённом куда-то вдаль, передал выразительный и правдивый образ поэта.

Н.Н. Жуков «Сергей Михалков»

Сергей Михалков был известен всем детям советской страны, благодаря своим замечательным стихотворениям. Самым популярным его произведением является стихотворная поэма «Дядя Стёпа». Образ С. Михалкова созданный в этом наброске получился немного отрешённый. Художник поймал и зафиксировал тот момент, когда поэт творит, его посетило вдохновение, он чуть прикрыл глаза, устремившись вперёд, поддавшись творческому порыву.

Н.Н. Жуков «Сильва Капутикян»

В работе с натуры, писал художник, необходимо умение вытягивать натуру на свой лист. Именно тогда получается создать правдивые и цельные образы, как, например, этот портрет армянской поэтессы Сильвы Капутикян с её яркой экспрессивной красотой и глубоким внутренним содержанием женщины — матери, патриота, друга, созерцателя, активного участника жизни своей страны и своей эпохи. И стихи её умещают в себе и любовь к мужчине, и любовь к ребёнку, и любовь к своей стране, и любовь к своему времени, и любовь к жизни, причём любовь эта вмещает в себя разные оттенки чувств – нежность, гордость, тоску, боль, радость, надежду, отчаяние, веру, страдание.

Н.Н. Жуков «Мариэтта Шагинян»

Мариэтта Шагинян – советская писательница и поэтесса.  Литературной деятельностью занималась с 1903 года и начинала с символистских стихов. Порывистая, увлекающаяся, готовая бороться с любым злом, к своему собственному творчеству она относилась столь же пылко, как и ко всему остальному. Она писала удивительно объёмные стихи, а её кумирами  в разное время были Владислав Ходасевич, Зинаида Гиппиус, Андрей Белый. Она могла часами просиживать неподалёку от дома Белого ради того, чтобы только издали его увидеть или приветственно поклониться.

Она никогда не позволяла редакторам править свои рукописи и как-то сказала: «Что мне может посоветовать или исправить редактор? Я каждое слово подбирала в текст, как ювелир вставляет драгоценные камни в свои изделия».

В этом, как и в других портретах, Жуков  не ищет оригинальности, особой остроты форм. В его творчестве нет самоцельных поисков красоты линий и пятен. Его мастерство строится на реализме, умении воплощать образы, сохраняя их похожесть и непосредственность.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *