27 декабря 190 лет со дня рождения Павла Михайловича Третьякова — основателя Третьяковской галереи.

Павел Михайлович Третьяков: «Я наживаю деньги для того, чтобы вернуть нажитое народу»

27 декабря исполнилось  190 лет со дня рождения Павла Михайловича Третьякова — предпринимателя, основателя Третьяковской галереи, мецената, почетного гражданина Москвы, коллекционера произведений изобразительного искусства, члена Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительного члена Петербургской Академии художеств.

«Портрет Павла Михайловича Третьякова», Иван Николаевич Крамской, 1876 год

Павел Третьяков родился в 1832 году в Москве. Он вырос в замоскворецкой купеческой семье, получил домашнее образование и с юных лет помогал отцу в лавке. Всю жизнь Третьяков много читал, даже по дороге в банк, брался за книгу или журнал. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых трудились несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках в Старом Гостином дворе перешли к серьезному делу.


Компаньоны – братья Третьяковы и Владимир Коншин – основали в Костроме льняную мануфактуру. Со временем мануфактура стала крупнейшим льняным производством. Получается, что Третьяков занимался всеми видами предпринимательства: он выпускал ткань, владел сетью магазинов, имел в Москве шесть доходных домов и управлял Московским коммерческим банком. 

В быту Третьяков был скромен: внимания к себе не любил, вина не пил, из развлечений – только премьеры в Большом театре. Одевался всегда в двубортный сюртук, рубашку с отложным воротником, сапоги с квадратными носками и мягкими голенищами, которые скрывали брюки, шляпа и пальто десятилетиями одного фасона. Александр III хотел пожаловать Третьякову дворянство. Павел Михайлович отказался: «Я купцом родился, купцом и умру», — сказал коллекционер пришедшему от императора человеку.

В 1854 году Третьяков приобрел девять полотен голландских художников, но вскоре обратил внимание на русскую живопись. 1850–60-е годы были временем спора между западниками и славянофилами. По мнению западников, российские художники не способны создавать нечто оригинальное, их участь — подражать западноевропейским мастерам. Павел Третьяков думал иначе.

Поэтому он начал собирать коллекцию русского искусства. Первые картины русских художников Третьяков приобрел в 1856 году. Ими стали работы «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова, именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи.

«Стычка с финляндскими контрабандистами»  Василий Худяков, 1853 год

Затем коллекция пополнилась картинами Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского, Федора Бруни, Льва Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором указал следующее: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» Валерия Якоби, «Последняя весна» Михаила Клодта, «Бабушкины сны» Василия Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Василия Перова. В 1864 году в собрании Третьякова появилась первая картина, написанная на сюжет русской истории, «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого.

«Тройка» Василий Перов, 1866 год .

При этом большую часть времени Третьякова отнимали торгово — промышленные дела, управление Костромской льнопрядильной фабрикой, забота о магазинах.

Существенную часть своей жизни Павел Михайлович посвящал благотворительной деятельности. Меценат помогал Арнольдовскому училищу для глухонемых, попечителем которого являлся. Также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества. Купец внес свою лепту в финансирование экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею. При этом он считал, что так исполняет свой гражданский долг: «Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо».

В 1870-е годы в собрании Третьякова появились картины «Христос в пустыне» Ивана Крамского, «Сосновый бор» Ивана Шишкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Николая Ге. Приобретаемые картины Павел Третьяков размещал в своем московском доме в Лаврушинском переулке, однако постепенно места для них становилось все меньше и меньше.

Павел Третьяков в 1874 году построил на собственные средства здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 году залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея. Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Василия Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин, 1871 год.

Меценату удалось собрать целую галерею этюдов Александра Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений мастера. В 1885 приобрел у Василия Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова представлены художники Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Валентин Серов.

«Христос в пустыне» Иван Крамской, 1872 год.

Несмотря на мягкость характера, в работе с художниками Третьяков был довольно прямолинеен. Например, он заставил Илью Репина переделывать ряд картин, которые сегодня считаются непререкаемой классикой. «Да, лицо в картине «Не ждали» необходимо переписать. Нужно более молодое и симпатичное».

«Не ждали» Илья Репин, 1888 год.

Есть свидетельства современников о том, что Репин до того увлекся редактированием своих картин, что вносил изменения в полотна непосредственно в галерее. Третьякову пришлось отдать приказ не пускать Илью Ефимовича внутрь, если при нем будут краски и кисти. Третьяков сам иной раз дописывал купленные работы. Так, например, как-то подправил красноту лба на портрете Репина. При кабинете Третьякова была комната-мастерская, где он собственноручно реставрировал и покрывал лаком работы.

На картине «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина Павел Третьяков е стер фамилию Константина Савицкого, нарисовавшего медведицу с медвежатами (след от подписи до сих пор можно увидеть в нижнем правом углу полотна). Несмотря на то, что Шишкин и Савицкий считали работу общей и гонорар за картину разделили поровну, Павел Михайлович счел вклад Шишкина в работу несоизмеримо большим и убедил в этом Савицкого.

Павел Михайлович говорил: «Деньги, которые я трачу на картины, не мои. Это деньги рабочих фабрики Третьяковых. Галерею создал не я, а они. Я только доверенный их». И в августе 1892 года Павел Третьяков передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. Официальное открытие музея состоялось 15 августа 1893 года под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Передав галерею родному городу, Третьяков по прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. В 1893 году Третьяков выбран в действительные члены Академии художеств. Предприниматель носил титул советника коммерции, являлся членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур. Начиная с 1893 года ежегодно издавал каталоги собрания галереи.

Павел Михайлович Третьяков умер 16 декабря 1898 года. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и братом Сергеем. Позднее прах братьев Третьяковых перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1918 года вышел декрет о национализации галереи, и она получила наименование Государственной Третьяковской галереи.

В Москве в 1980 году установлен памятник Павлу Михайловичу перед зданием Третьяковской галереи. Авторами памятника стали архитектор Игорь Рожин и скульптор Александр Кибальников.

В Липецке названа улица  в честь Третьякова.
Существует ледник Третьякова на острове Новая земля в проливе Маточкин Шар.
В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвященные Третьякову.

Государственная Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов, в том числе и работы Николая Жукова.  Третьяковская галерея является объектом культурного наследия России федерального значения.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *