23 октября свой профессиональный праздник отмечают работники рекламы.
История рекламы уходит корнями в глубокое прошлое. Свитки, вощеные дощечки, надписи на камнях и зданиях – так выглядела первая реклама. В Средние века «рекламщиком» был разносчик, который громко нахваливал свой товар. Поэтому слово «реклама» произошло от латинского reclamare — выкрикивать.
Толчком для ее дальнейшего развития стало книгопечатание и распространение прессы. Теофраст Ренодо первым стал публиковать частные объявления в газетах и журналах. А первое рекламное агентство появилось в 1842 году в США. Его основатель – Волни Палмеро. С этой даты мы можем считать начало рекламного дела.
Несмотря на долгую историю, сам праздник молодой – его отмечают с 1994 года. День работника рекламы, или День рекламщика – профессиональный праздник творческих людей, всех тех, кто участвует в процессе создания и размещения рекламы: рекламодателей, маркетологов, пиар-специалистов, копирайтеров, менеджеров, дизайнеров и др. Непосредственно дизайнеры занимаются разработкой листовок, баннеров, буклетов, визитных карточек, плакатов и другой печатной продукции, созданием символов, логотипов, товарных знаков и т.д.
В царской России это направление развивалось наравне с Западом. Печать в России с 1816 года осуществлялась литографическим способом.
После Революции 1917 года реклама в России стала восприниматься как проявление капиталистическое. 18 ноября 1917 г. Нарком по делам печати РСФСР за подписью А. Минкина издает Постановление «О введении в действие декрета о государственной монополии на объявления».
Реклама в чистом виде на некоторое время исчезает, ее заменяют политические лозунги и социальные призывы. Публичные выступления становятся основным общественным рупором.
1920-е годы – это время, когда политические агитации и мотивирующие социальные плакаты для новой власти придумывают поэты и художники – Владимир Маяковский, Александр Родченко, Лев Бродаты, Борис Ефимов, Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Густав Клуцис, Виктор Корецкий.
Народный художник СССР Николай Жуков вспоминал: «Высочайшим примером для художественной молодежи того времени были плакаты Моора и Дейнеки. Плакат Моора «Помоги!» потрясал воображение предельной простотой и выразительностью. Белый силуэт фигуры на черном фоне действовал подобно сирене бедствия. Один такой плакат красноречиво говорил о силе воздействия искусства и о его возможностях».
14 марта 1921 г. государство объявляет о принятии Новой Экономической Политики, по которой частному бизнесу возвращают легальное положение. Формируется Комиссия по рационализации рекламы. Теперь монополизация рынка исключена, с частниками конкурируют государственные кооперативы и синдикаты. Возрождается коммерческая реклама.
Уже в ноябре 1921 г. газета «Известия» с подачи председателя ЦИК СССР М.И. Калинина, размещает сообщение о приеме объявлений для публикации.
Начиная с этого времени развитие получают и торговые плакаты. Самые популярные производственные объединения — «Моссельпром», «Табакотрест», «Резинотрест». Именно в «Моссельпроме» создается первый реклaмный отдел. Табачные фабрики этой корпорации продолжают использовать дореволюционный подход к рекламе – в пачку сигарет вкладывается небольшой комплимент в виде календарика, на котором изображено рекламируемое предприятие.
В 1922 г. возобновляется экспортная торговля и 10 ноября этого же года Совет Народных Комиссаров издает декрет «О товарных знаках», по которому производителю отныне необходимо размещать отличительную информацию о себе на выпускаемой продукции. К товарным знакам относятся: «клеймо, пломба, тавро, различные метки, этикетки, виньетки, ярлыки, обложки, рисунки, а также девизы, оригинальные слова, сочетание и начертание их, а также упаковка оригинальных видов». Художники востребованы как никогда.
В городах появляются различные реклaмные конторы – «Рекламтранс», «Викреклама», «Промреклама», «Связь», «Мосторгреклама». Но качество реклaмных объявлений, по сравнению с Западом сильно хромало, о чем 10 июня 1923 г. в журнале «Товарищ Терентий», писал Владимир Маяковский. Его статья называлась «Агитация и реклама»: «Реклама — это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала «знаменитое» имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных просто прошли бы мимо. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи… Реклама должна быть разнообразием, выдумкой.»
В этой же статье автор анонсировал выход книги Осипа Брика «О рекламе».
Тема рекламы становится одной из самых обсуждаемой среди интеллигенции. Многие занимаются ее изучением на основании зарубежного опыта, анализируют реклaмные процессы. Государство поощряет исследования в этой области, реклама становится одной из составляющих Научной Организации Труда.
В статье использованы материалы из открытых интернетисточников.