23 октября свой профессиональный праздник отмечают работники рекламы.
История рекламы уходит корнями в глубокое прошлое. Свитки, вощеные дощечки, надписи на камнях и зданиях – так выглядела первая реклама. В Средние века «рекламщиком» был разносчик, который громко нахваливал свой товар. Поэтому слово «реклама» произошло от латинского reclamare — выкрикивать.
«В области плакатного искусства очень нравились мне киноплакаты братьев Стенберг», — вспоминает Николай Николаевич Жуков. Более всего Стенберги (Владимир и Георгий) известны как мастера плаката, создавшие свой новый стиль плакатного искусства. В 1924 году они стали штатными плакатистами «Совкино» и менее чем за 10 лет выпустили около трёхсот плакатов к советским и зарубежным кинофильмам.
В 1929 г. при Союзе журналистов СССР создается Ассоциация работников рекламы, которая просуществует до конца 30-х годов.
Для реклaмных публикаций активно используются популярные периодические издания: газеты «Огонек», «Красная нива» и журналы «Красная новь», «Сибирские огни», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Новый мир» и другие.
С развертыванием НЭПа, торговая деятельность значительно расширяет свои границы. С выходом 28 июля 1924 г. постановления Совнаркома «О частных приемных радиостанциях», где объявили о легализации частного эфира, началась радиофикация всей страны. В связи с этим, появляется новый формат распространения реклaмной информации – радиореклама. 23 ноября 1924 г. выходит первый выпуск информационно-аналитической «Радиогазеты РОСТА». Вещание осуществляется из Москвы на всю Европейскую часть Союза и Западную Европу. Реклaмные объявления придумывает и озвучивает В. Маяковский. В 1925-27 годах начинается радиовещание из Киева, Тамбова, Ленинграда, Ярославля, Омска, Баку, Тбилиси, Ташкента.
1930-е гг. становятся переломными в торговой деятельности коммерческих предприятий. В 1935 г. Наркомат внутренней торговли СССР издает постановление «Об использовании методов рекламы для расширения товарооборотов». Государство, нуждаясь в средствах для дальнейшего проведения модернизации, использует экспортную рекламу (находится в ведении Наркомвнешторга).
Появляется множество контор, ведущих реклaмную деятельность: Совет по делам экспортной рекламы, Бюро торговой пропаганды, «Инреклама». Регулирует реклaмную деятельность и выше всех находится «Торгреклама» с филиалами по всей стране.
В рекламе в это время работают такие мастера, как А. Побединский, А. Зеленский, А. Андреади, С. Ахвледиани, Ю. Цейров, С. Сахаров, Н. Жуков и другие.
Реламные плакаты делятся на: политические; социальные; торговые и тематические плакаты посвящены узконаправленным сферам деятельности. Появляются монографические листы, рекламирующие определенных писателей. Возникает понятие «форматка» — на листе печатается основная информация с пустыми полями, которые после заполняют в соответствии с тематикой предстоящего мероприятия.
Магазинные витрины и вывески стараются унифицировать и выработать единый стиль оформления.
Реализация метода социалистического реализма в советском искусстве 30–50-х годов привела к формированию нового художественного «Большого стиля» – так называемого сталинского ампира.
Наряду с Николаем Жуковым, Сергей Сахаров был одним из лучших представителей этого стиля в искусстве плаката. В его рекламной продукции чистейший соцреализм сочетался с идеалистическими мечтами и практическим расчётом. Он сотрудничал с «Интуристом», «Аэрофлотом», кондитерской фабрикой «Большевик», издательствами «Речной флот» и «Союз пищевой промышленности». Вместе с Жуковым работал в Торговой палате.
Как и Сахаров, Николай Жуков начинал свою трудовую деятельность в Торгсине (Торговом синдикате). Начинал с оформления этикеток для конфет, папирос, пластинок, рекламных проспектов.
В 1930-е годы Николай Николаевич Жуков сотрудничал с «Интуристом». Для интуриста он создал большую серию плакатов «Посетите СССР». Особенность этих плакатов заключалась в том, что рекламные плакаты предназначались для иностранных граждан. Они отличались высокой стилизацией и были близки модному в 1930-х годах направлению ар-деко. В них использовалась строгая закономерность, смелые геометрические формы, чёткие графические линии, яркие контрастные цвета.
Плакаты Жукова приглашали туристов посетить разные регионы страны в разное время года. Даже сейчас, спустя почти 100 лет, плакаты Жукова выглядят ярко и стильно.
Наиболее ярким и разноплановым в рекламе второй половины 1930-х гг. стал журнал «Огонек». Разнообразнейший дизайн объявлений (шрифты, рамки), отведение большой площади под рекламу — выделяли его среди прочей периодики.
В 1935 году Жуков оформил обложку специального выпуска журнала «Огонёк», посвященного 15-летию Первой конной армии. Этот ценный экземпляр представлен в экспозиции Дома-музея Н.Н. Жукова, его могут увидеть посетители.
В предвоенные и военные годы создавались и мощнейшие политические плакаты. О которых надо рассказывать отдельно.
Использованы материалы из открытых интернетисточников.