«Первооткрыватель новой живописи Советской эпохи». К 125-летию со дня рождения художника Александра Александровича Дейнеки.

Автопортрет в панаме. Начало 1920-х гг.

20 мая исполняется  125 лет со дня рождения выдающегося советского художника  Александра Александровича Дейнеки (1899  —1969) — монументалиста, графика, скульптора и педагога, Народного художника СССР (1963), Героя Социалистического Труда (1969) и Лауреата Ленинской премии (1964).

Искусство Дейнеки многим известно, прежде всего, работами о счастливых советских людях, занимающихся спортом и радостно трудящихся на фабриках, заводах,  стройках и в шахтах.

На самом деле творчество Дейнеки намного сложнее. Николай Николаевич Жуков называл его «первооткрывателем новой живописи Советской эпохи».  Основные черты его творчества: графичность, монументальность; синтез жанров (плакат, графика, станковые картины, монументальные росписи); оптимистическое изображение советской действительности; любовь к теме спорта: изображение крепких, спортивных советских людей, соревнований, эстафет; выражение силы, энергии  в произведениях; отсутствие индивидуальности изображаемых, типизация.

Воспоминания о художнике противоречивы. Родился будущий художник 20 (8 по ст. стилю) мая 1899 года в  Курске, в семье железнодорожника.  Сведения о том, что он родился в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать – обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что его мать, судя по фотографиям, не настолько уж была «из простых».

Александр Дейнека окончил художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию Александр принял восторженно. В 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии.

Понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Во Вхутемасе Фаворский читал «теорию композиции». Усвоенные теории очень помогли Дейнеки в его творческих поисках. В своих литературных трудах Александр Александрович не раз указывал на необходимость связи теории с практикой.

В это же время художник познакомился с Маяковским, идеи которого брал на вооружение. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта.

В 1925 году Дейнека покинул Вхутемас, не дождавшись получения диплома.

С Пименовым и Гончаровым художник организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу – обществу станковистов.  Состав Общества станковистов не был однородным, в чем и заключалось одно из его главных достоинств. Оно объединило и приверженцев свободной живописности — поклонников французских картин, и сторонников строгой графической формы.

На фоне высочайшей требовательности членов ОСТа формировалась творческая индивидуальность Дейнеки. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что «ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К.А. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма».

Портрет К.А. Вялова, 1923г.

Но станковые картины в то время стояли у Дейнеки не на первом месте. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» – тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Но и там Дейнека не задержался.

Перед спуском в шахту. 1924 г.

В 1924 году художник побывал на Донбассе. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту». Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Искусствовед Владимир Костин писал о его искусстве следующее: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас…  представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры… Большие, почти сплошь черные фигуры рабочих-угольщиков, как бы взятые из разной среды и разных мест, были изображены вместе с элементами шахтного оборудования, четкими силуэтами на белом фоне холста. Такого убедительного, жизненно верного изображения рабочих не мог достигнуть, по существу, ни один художник того времени».

Оборона Петрограда. 1928г.

В 1927 и 1928 годах художник создаёт работы: «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Последняя  вошла в историю советской живописи как одно из самых больших ее достижений. До сих пор идут споры о возможном влиянии на Дейнеку картины Фердинанда Ходлера «Выступление йенских студентов в 1813 году».

Дейнека плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной графикой. Николай Николаевич Жуков вспоминал: «Искусство Дейнеки 30-х годов оплодотворяло творчество художников, особенно молодежи, подобно тому, как поэзия Маяковского повела на новые поиски молодых поэтов. Дейнека был новатором изобразительного искусства. Он как бы впустил в него ветер. Все приобретало под его кистью молодость, спортивность и динамизм. Сила его искусства была подобна гипнозу, и редко кто не поддавался его обворожительной силе».

Согласно постановлению ЦК ВКП(б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».

Лыжники. 1931г. Век спорта

Но 30-е годы оказались самыми удачными в творчестве Дейнеки. Он получил возможность развернуться в пространственном отношении: оформил фабрику-кухню в Филях, позже создал декоративное панно для Театра Красной Армии, оформил станцию метрополитена «Маяковская». На это десятилетие пришлись поездки на Донбасс и в Крым, и заграничное турне по Европе и США, из которого он привез великолепные рисунки, эскизы и картины. И далеко не все из них проникнуты духом разоблачения «загнивающей буржуазии».

Спящий ребенок с васильками. 1932г.

Увлеченный авиацией не меньше чем спортом, Дейнека создал посвященный ей цикл картин, в которых душа человеческая парит над бездной. Самые известные картины из этого цикла «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938).

Художника ценили и в СССР и за границей: в 1937 году он получил золотую медаль Парижской всемирной выставки, через два года за мозаики для станции «Маяковская» взял Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.

Не смотря на то, что искусство Дейнеки 30-х годов несет огромный заряд бодрости и оптимизма, в личном письме к своей первой жене Серафиме Лычёвой он писал: «Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, – я бы пустил себе пулю в лоб». Видимо, художник имел в виду начавшуюся в это время волну репрессий.

Раздолье. 1944г.

Страшное время Великой Отечественной войны открыло новую грань таланта художника. Прежде всего, это обилие рисунков — от полевых набросков до станковых композиций, имеющих документально-историческую ценность. От тех лет остался и цикл живописных произведений, среди которых наиболее известна работа «Окраина Москвы. Ноябрь 1941».

В 1942 он написал легендарную «Оборону Севастополя» – эпическое полотно. У художника на момент начала работы над полотном были фронтовые зарисовки и старые альбомные рисунки Севастополя, но этого было недостаточно. Он лепил фигуры своих героев из пластилина, а матроса с гранатами на переднем плане написал с натуры. При этом Дейнеке позировала знакомая спортсменка, ведь все мужчины были на фронте.

Оборона Севастополя. 1942г.

Послевоенные годы стали для Александра Александровича тяжелым периодом. Его упрекали в модернизме и «непонимании задач партии».  Встречаются среди его работ этого периода те, которыми он явно спешил доказать свою благонадежность. Но в целом биография Дейнеки шла по благополучному сценарию, хотя с должностью главы Московского института декоративного и прикладного искусства пришлось проститься.

К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу „Б“» (1947), «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961), мозаика станции московского метро «Новокузнецкая» (1943).

Мозаики станции «Новокузнецкая». 1943г.

К сожалению, в следующих работах Дейнеки, таких как «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), сложился симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическими тенденциями и фальшивым восторгом персонажей. За эти картины Дейнека назначается академиком, а в 1962 году — вице-президентом Академии художеств СССР, получает звание Героя Социалистического Труда. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (1959—1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.

Скончался Александр Александрович 12 июня 1969 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Перечисление званий и наград художника Александра Дейнеки составило бы целый реестр. Он был модернистом и новатором, был советским художником, любимым и обласканным властью.  Но он был и больше, чем советский художник. Сила, энергия, страсть – явления, актуальные в любое время и при любом политическом строе. Поэтому дорогу в бессмертие он проложил и себе и героям своих картин и плакатов.

Работы мастера находятся в собраниях Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки, Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и других. Произведения художника часто становятся предметом фальсификаций, т.к. иностранные коллекционеры готовы платить огромные деньги за приобретение картин Дейнеки.

Недаром великий французский модернист Анри Матисс называл Дейнеку самым талантливым из советских художников, «ушедшим вперед в своем художественном развитии».


Памятник А.А. Дейнеке в Курске.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *